КОНСТАНТИН РЯДНОВ: ГУП «ЭКОЛОГИЯ» ФОРМИРОВАНИЕМ ТАРИФОВ НЕ ЗАНИМАЛОСЬ

В Самарской области не утихают протесты против так называемой «мусорной реформы». В сфере обращения твердых коммунальных отходов работает ГУП «Экология», которое возглавляет первый секретарь Самарского горкома КПРФ Константин Ряднов. В связи с этим Константин Ряднов согласился выступить со своим экспертным мнением. В своем интервью он развенчал ошибочную предубежденность некоторых товарищей в отношении ГУП «Экология» по ряду вопросов.

– Уважаемый Константин Валериевич! В январе 2018 года вы стали директором ГУП «Экология». Для начала поясните нашим читателям: что такое ГУП «Экология» и чем оно занимается?

– ГУП «Экология» было создано в 1989 г. Находится в ведомственном подчинении у министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области. Это специализированное предприятие, которое занимается сбором, перемещением, обезвреживанием и захоронением промышленных и твердых бытовых отходов, переработкой люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов, сбором металлической ртути. Также ГУП «Экология» проводит собственные лабораторные исследования. ГУП «Экология» эксплуатирует два полигона: полигон ТБО «Преображенка» и полигон промышленных отходов «Зубчаниновка». Полигон «Преображенка» ежегодно принимает до 1,5 млн куб. м твердых бытовых отходов со всей Самарской области.

– Какое отношение имеет ГУП «Экология» к «мусорной реформе»?

– ГУП «Экология», будучи оператором ТБО «Преображенка», является одним из звеньев региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональный опера- тор обслуживает тысячи контейнерных площадок, откуда потом отходы поступают на пункты сортировки. В Самарской области тарифицировано три объекта обработки, после чего мусор идет на объекты размещения отходов, в том числе на полигон ТБО «Преображенка».

– Какой законодательной базой руководствуется ГУП «Экология» в рамках так называемой «мусорной реформы»? Какова роль ГУП «Экология» в процессе реализации данной реформы?

– Несколько лет назад президент России Владимир Путин с подачи федерального правительства дал ход так называемой «мусорной реформе». Согласно новому порядку, местная власть больше не отвечает за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Она отвечает только лишь за площадки для сбора ТКО. Вопросы, связанные с установкой нормативов накопления мусора, порядком перехода к раздельному сбору отходов вошли в компетенцию региональных властей. Вывоз и сортировка ТКО были выделены в самостоятельную услугу. Тарифы на вывоз ТКО регулируют региональные госорганы. К 1 января 2019 г. в соответствии с действующим законодательством властям регионов необходимо было разработать территориальные схемы обращения с отходами и выбрать региональных операторов, на которых возложена реализация реформы. На старте «мусорной реформы» в нашем регионе действовал Приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 19 декабря 2016 г. № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области». Приказ подписал министр энергетики и ЖКХ Сергей Крайнев. Согласно приказу, норматив накопления ТКО в домовладениях для городских округов и для муниципальных районов Самарской области был дифференцирован. Причем брался он в расчете на одного человека. Для городских округов норматив накопления в многоквартирных домах (МКД) на одного человека составил 2,35 куб. м в год, а в МКД муниципальных районов – 1,95 куб. м в год. В целях реализации «мусорной реформы» регионам необходимо было разработать нормативную базу. Поэтому в начале 2018 г. по линии областного министерства энергетики и ЖКХ в ГУП «Экология» поступило поручение правительства Самарской области с требованием разработать схему обращения с отходами. Во исполнение поручения ГУП «Экология» 8 февраля 2018 г. объявило о проведении конкурса на выполнение работ по актуализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Самарской области, и разработке государственной информационной системы «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами на территории Самарской области». Уполномоченным органом по проведению конкурсной процедуры выступало Главное управление организации торгов Самарской области. Согласно техническому заданию, исполнитель не только должен был на основе представленной и собранной информации актуализировать территориальную схему обращения с отходами, но и выполнить расчет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами, в том числе с ТКО.

– Кто и как рассчитал единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО? Могло ли ГУП «Экология» повлиять на этот процесс?

– По результатам торгов 20 марта 2018 года был подписан контракт на выполнение работ с ООО «Большая тройка», зарегистрированным в Москве. Расчет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО производился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Технико-экономическое обоснование тарифа включало в себя моделирование логистических и транспортных издержек, прогнозирование перспективных инвестиционных и производственных затрат на создание и эксплуатацию объектов по обработке, размещению ТКО и т. д. Так были получены определенные расчеты, на которые должны были опираться участники конкурса по выбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области. Участники конкурса могли предлагать тариф ниже, а выше – уже нельзя было. Итоги конкурса были подведены 24 октября 2018 г., победителем признано ООО «ЭкоСтройРесурс». По результатам конкурсного отбора разработанный ООО «Большая тройка» тариф подвергся корректировке со стороны Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области. Министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. 18 декабря 2018 г. издало приказ № 846 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс». На первое полугодие 2019 г. тариф составил 598,16 руб. за куб. м, на второе полугодие – 619,32 руб. за куб. м. Подчеркиваю, что ГУП «Экология» формированием тарифа не занималось – таких компетенций и полномочий у предприятия нет. Госзадание на это получила частная организация. Ее «изыскания» были взяты за основу при утверждении тарифа. Также обращаю внимание, что по многочисленным просьбам общественности Самарский городской комитет КПРФ вышел с предложением отложить на неопределенный срок повышение тарифа, которое намечалось со второго полугодия 2019 г. Требование Самарского горкома КПРФ было услышано. Министерство издало приказ, по которому тариф был «заморожен». Во втором полугодии он остается прежним – 598,16 руб. за куб. м.

– Какая форма расчета оплаты более справедлива – исходя из норматива накопления на одного человека или на основе норматива накопления по квадратным метрам?

– При нормативе накопления на одного человека в городских округах объемом 2,35 куб. м в год, как это было установлено приказом от 19 декабря 2016 г. № 804, с каждого городского жителя плата по тарифу 598,16 руб. за куб. м составила бы 1405,58 руб. в год. Это 117,13 руб. в месяц. В этом случае семья из трех человек платила бы по 351,42 руб. в месяц. Для больших и многодетных семей при таком порядке начисления ежемесячная плата была бы крайне внушительной. В дальнейшем орган исполнительной власти Самарской области, наделенный правом менять единицу расчета коммунальных тарифов по своему усмотрению, принял новый нормативный акт, по которому тариф за сбор и утилизацию мусора был привязан не к человеку, а к квадратному метру. 29 декабря 2018 г. Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области издало Приказ № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м общей площади жилого помещения». Согласно Приказу № 1023, во всех 10 городах Самарской области норматив накопления на 1 кв. м составил 0,091 куб. м в год. Расчет платы выглядит следующим образом. В качестве примера возьмем квартиру площадью 66 кв. м. Метраж жилого помещения умножается на норматив накопления в размере 0,091 куб. м, затем снова умножаем на действующий тариф 598,16 руб. и получаем годовую плату 3592,55 руб., или 299,3 руб. в ежемесячном выражении. То есть получаем тарифную плату 4,45 руб. за 1 кв. м в месяц. Как видно, начисление платы за обращение с ТКО по квадратным метрам предпочтительнее для семей, проживающих на маленькой жилой площади. Теперь к вопросу, какой порядок начисления более справедлив. В Самаре и других крупных городах немало состоятельных людей, которые владеют квартирами по 120–150 кв. м. Как правило, в таких квартирах прописано по одному человеку. Поэтому при «подушевом» сборе они будут платить минимальную плату, в то время как многодетным семьям придется, что называется, затягивать пояса. А вот при начислении за квадратные метры владельцы гигантских квартир будут выкладывать приличную сумму. Также хочу заметить, что в Самаре 77,5% квартир площадью менее 70 кв. м, в Тольятти таких квартир 81,99%, в Сызрани – 88,31%. Получается, подавляющее большинство жителей Самарской области ютится в небольших квартирах. По логике вещей, простым жителям менее обременительно, когда плата привязана к квадратным метрам, а не к «подушевому» сбору.

– Каково ваше отношение к «мусорной реформе»?

– В целом идея организации сортировки и переработки мусора здравая. Хочу заметить, что уже в СССР зарождалась система раздельного сбора отходов и их последующей переработки и использования в качестве вторичного сырья. В советское время проводился сбор макулатуры, стеклотары и т. п. Все это попадало не на свалку, а вновь шло в производственный оборот. Но в 90-е годы зачатки советской мусороперерабатывающей индустрии были разрушены. Собственно говоря, «мусорная реформа» как раз и была задумана для того, чтобы возродить этот опыт. Она нацелена на развитие рынка переработки отходов. Создаются экономические условия для появления пунктов сбора макулатуры, стеклотары, алюминиевых банок и т. д. Другое дело, что «реформаторы» имеют плохое представление о том, как это следует реализовывать. Реформа запущена при слабой производственной базе – в регионах не хватает мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих заводов. Правительство зачастую действует методом проб и ошибок. При этом ошибаются всегда не в пользу народа. По-прежнему актуальны вопросы формирования тарифов и нормативов накопления, они нуждаются в доработке. По моей информации, такая работа уже ведется.