Что делать если ребенка бьют в садике

Что делать, если в вашем детсаду агрессивный ребенок держит в страхе детей и бьет воспитателя

Недавно «Руна» писала о странном инциденте в городском детском саду № 62. Руководство учреждения решило отчислять непослушных детей. Даже соответствующее допсоглашение составило. Но родители возмутились через СМИ, и все затихло. А прокуратура вдогонку напомнила заведующей, что это прямое нарушение закона.

Однако наши читатели рассказали, что в этом детсаду есть мальчик, с которым очень трудно совладать. Тумаки от него ежедневно получают все: и дети, и воспитатель. Единственная надежда была на допсоглашение, пусть и в обход закона.

— Кусает этот ребенок не только моего сына, но и других, еще срывает занятие и кричит так, что дети сидят, закрыв уши руками. Вчера этот же ребенок на прогулке валялся на земле, воспитатель стала его поднимать, и он начал махать ногами так, что уронил ее. Воспитатель вынуждена целый день «охранять» этого ребенка, — рассказала мама одного из детей.

А вот случай, который произошел в Петрозаводске несколько лет назад. Правда, его получилось разрешить благополучно.

— В детсадовскую группу, которую посещала моя дочь, определили мальчика по программе инклюзивного образования. Нас предупредили, что ребенок с особенностями развития и что совместное пребывание с нашими детьми должно ему помочь. Родители не возражали. Но к концу недели выяснилось, что в группе нет ни одного ребенка, которого этот мальчик еще не поколотил, — вспоминает петрозаводчанка Анна. — Причем дрался он всерьез: зло, ожесточенно, бил изо всех сил. Пришлось вызывать родителей и объяснять, что мы против пребывания их ребенка в нашей группе. Скорее всего, это незаконно, но лично у меня лишних детей в запасе нет. Кстати, родственники «проблемного» мальчика отнеслись к ситуации очень спокойно и без скандала забрали его из садика.

«Руна» решила выяснить, есть ли у родителей и детского сада хоть один шанс урегулировать подобную проблему правовым способом. Выяснилось, что существует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что к дошкольникам не применяются дисциплинарные меры. Ни за нарушение устава детсада, ни за нарушение режима, ни за плохое поведение.

Прокуратура Карелии:

— Анализ норм федерального законодательства об образовании свидетельствует, что образовательная организация не имеет права отказать в допуске детей в детский сад, прекратить осуществлять деятельность по присмотру и уходу в отношении конкретного воспитанника, отчислить несовершеннолетнего из образовательной организации кроме как по основаниям, установленным действующим законодательством.

Есть только три пункта, по которым ребенку могут отказать в образовательных услугах, и все они прописаны в ст. 61 упомянутого закона. Во-первых, по инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать чадо из детсада или школы. Во-вторых, при ликвидации учреждения. И в-третьих, если ребенку уже есть 15 лет и он натворил что-то серьезное. Тогда применяются меры дисциплинарного взыскания.

Елена Пальцева, юрист:

— Примерно полгода назад разбирала эту ситуацию по просьбе одной мамы, чей ребенок страдает от активности другого малыша. И знаете, не нашла реального механизма «борьбы» с такими детками. Как ни странно, но у всех равное право на посещение, пока нет меддиагноза. Смотрите: статья 10 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. По идее, поведение ребенка влечет за собой нарушение прав других детей и создает угрозу их здоровью. Исходя из этого, может быть выдано направление к психологу.

Кажется, помощь психолога остается единственным вариантом разрешить конфликт в детсаду, где появился маленький дебошир. Далеко не все родители соглашаются на консультации, некоторые сразу отрицают проблему, другие вступают в споры. В итоге страдают малыши. По мнению практикующего психолога, старшего преподавателя ПетрГУ Юлии Терюшковой, рядом с ребенком, пусть даже агрессивным и опасным для окружающих, всегда должен быть профессионал-педагог.

Юлия Терюшкова, практикующий психолог, старший преподаватель ПетрГУ :

— Исправлять поведение ребенка в рамках детского сада — это длительный процесс. Спокойствие и грамотность педагога, ненавязчивая работа с родителями, организация безопасного пространства внутри группы детского сада. Тут должен присоединиться педагог-психолог, методист. Часто воспитатели категорично разговаривают с родителями трудного ребенка — это негативные оценки поведения и даже личности ребенка, постоянные замечания, часто неуравновешенные высказывания. Родителям тяжело принимать эту информацию и они начинаю выбирать лучшую защиту — нападение! Поэтому и тут нужна планомерная и грамотная работа воспитателя, гуманистический подход.

Психолог подтверждает, что зачастую бывает непросто успокоить других малышей в группе, когда один из них чересчур эмоционален или ведет себя агрессивно. Дети получают свой опыт общения, но к нему добавляется реакция воспитателя, когда педагог кричит на маленького дебошира, критикует его, наказывает. А происходит это обычно на глазах у всей группы. Однако специалист уверяет, от поведения взрослого многое зависит. Дети очень пластичны, если их правильно настроить и направить, они научатся сочувствовать и будут помогать, даже успокаивать друг друга.

Юлия Терюшкова, практикующий психолог, старший преподаватель ПетрГУ :

— Воспитатель должен понимать особенности ребенка, наблюдать за особенностями проявления агрессии и неадекватных (по его мнению) реакций. Чаще всего, если мы исключаем случаи нарушенного развития, агрессия детей — это психологическая защита от разных фрустрируюших факторов. Если педагог заинтересован в помощи такому малышу, он увидит, как начинается и протекает приступ злости, поймет, как его можно купировать. Мы с вами знаем огромное количество примеров, когда смена сада, группы или воспитателя положительно влияли на психологическое развитие ребенка!

Последние слова подтверждаются реальными историями. У Севы (имя изменено) отношения со сверстниками не заладились, когда пошел третий год обучения в школе. Его тетя утверждает, что мальчик хоть и не самый усидчивый, но очень умный. И вот Севе на уроках было скучно.

— Вместо того, чтобы найти индивидуальные подход к ребенку и занимать его чем-то дополнительным, чтобы он не мешал учиться, классная руководительница настроила против него весь класс, накрутила родителей, что из-за него нет в классе дисциплины и что из-за него она не может никого ничему научить. И родители других детей начали требовать, чтобы моего племянника убрали из их класса, — рассказала тетя Севы. — Ну, у мамы сдали нервы, она забрали документы из хорошей школы и перевела ребенка в соседнюю, которая, конечно, имеет не самую лучшую репутацию, но выбора на тот момент не было. Там у него тоже были трудности с поведением, но таких проблем с учителем и классом больше не было. Отучившись несколько лет в этой школе, он поступил в одну из престижнейших школ нашего города, в которой сейчас демонстрирует очень хорошие успехи, в частности, на радость учебному заведению, очень успешно выступает на олимпиадах.

Понять родителей, которые беспокоятся о своем чаде, можно. Для них мир делится на родного ребенка и остальных. Поэтому первым делом взрослые превращаются в мало управляемых защитников. Однако поиск компромисса пойдет на пользу всем участникам конфликта. И тогда не придется подговаривать заведующую детсадом нарушать закон.

Для педагога

Лекция «Проблемные дети в группе детского сада»
Часть 1 Определение понятия «проблемные дети».
Часть 1 Определение понятия «проблемные дети».
Проблемные дети это разносторонняя группа детей, поведение которых вызывает проблемы поддержания дисциплины и коммуникации, связанные с нарушением самости ребенка. Проблемным является агрессивное, зависимое и прилипчивое, капризное и истеричное, тревожное и застенчивое поведение. Страхи, драчливость, неуверенность, сквернословие, жадность, неумение следовать инструкции – эти качества проявляемые детьми создают проблемы не только для педагога и окружающих детей, родителей, но мешают и самому ребенку.
Природа поведенческих проблем ребенка
В плохом поведении ребенка с точки зрения современной экзистенционально-аналитической теории четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгли кроется попытка защитить себя от боли, которая имеет место при нарушениях самости ребенка. Четыре базовых вопроса, которым задается человек по теории А. Лэнгли 1. «Могу ли я быть в этом мире?» 2. «Нравится ли мне жить?» 3. «Имею ли я право быть таким?» 4. «Что я должен делать?» «Самость» в самом общем виде это означает моё, то, что принадлежит мне, картина себя, самоуважение, самоценность. Нарушения самости могут быть разнообразны: отсутствие или размытость картины себя, отсутствие самоува- жения, низкая самоценность. • Плохое поведение – попытка избежать боли при нарушении самости. Как происходит нарушение самости? Откуда берется эта боль? Ребенок приносит матери свой рисунок, а мама как-то бегло его просматривает, и едва взглянув, говорит: «Положи куда-нибудь», а после

обеда выбрасывает его в корзину для мусора. Это ранит ребенка. Он рисовал, старался, радостно пришел к матери, показал свою работу, но его работа не была увидена, не была оценена. Тогда ребенок говорит: «Я так хотел бы съесть мороженого!» «Прекрати попрошайничать!» — отвечает мать. Это ранит ребенка, его потребностей не видят, его желаний не замечают, не принимают всерьез. Когда мы признаем потребности ребенка и удовлетворяем их, это дает ему ощущение собственной значимости, даже отказ или отсроченное удовлетворение потребностей при условии их признания не ранят ребенка. Но не тогда, когда его и его потребности игнорируют. Какая картина себя складывается у этого ребенка, если с ним обходятся подобным образом? «Я? А что это такое? Я рисую, но это не имеет никакого значения, у меня есть желания и какие-то потребности, но они не имеют никакого значения, никого это не интересует, но если я устрою театр, тогда я заполучу внимание, тогда меня увидят, и тогда меня ударят, накажут. Но тогда, по крайней мере, я не буду пустым местом, а может быть кто-то обо мне позаботится». Это картина себя ребенка с истерическими демонстративными чертами. Очень тяжело выносить чувство, что ты находишься среди людей и при этом тебя никто не видит, никто не обращает на тебя внимание, никто не ценит того, что ты делаешь. Человеку изначально присуща потребность в диалоге, в общении, во взаимообмене: без «Ты» «Я» становится одиноким. Особенно это важно в детстве, когда способность ко внутреннему диалогу и, таким образом, к внутреннему «Ты» еще не развита. Поэтому дети так часто чувствуют себя одинокими, и им так быстро становится скучно, и им так важно, чтобы у них были эти чувства. Потому что эти чувства мотивируют их к тому, чтобы заполучить то, что им так нужно для своего развития – другого человека, диалог. Если родители имеют сами личностные расстройства или же слишком заняты чем-то, то у них нет ни чувствительности, ни понимания необходимости пойти навстречу ребенку. И тогда ребенок в своих персональных фундаментальных потребностях остается недоразвитым и он же ранен. Если другие люди не обращают на меня внимания, почему же я должен себя замечать? И как бы я мог это сделать, если никто не показал мне этого. Таким образом, формируется де-фицит, который связан с неспособностью видеть себя самого. Развивается ог-ромная нужда «быть увиденным». Причины нарушения самости • Ребенком пренебрегают и это его ранит. • Не ценят его достижения и продукты труда. • Глухи к его желаниям и потребностям. • Обманывают и лгут, подрывая доверие.
• На него не обращают внимание, игнорируют потребность во взаимообмене, в отражении детского «Я» во взрослом «ТЫ» Реакция воспитывающего взрослого усугубляющая проблемное поведение ребенка. Окружающие люди чувствуют, как чувствует себя ребенок с нарушенной самостью. Мы видим постоянные преувеличения, представления, которые устраивает ребенок, манипулирование. Мы не хотим участвовать в этом, защищаемся и дистанцируемся, таким образом, помогая тому, что проблема ребенка, не имеющего отражения в другом сохраняется. Ребенок: • Я не могу увидеть себя, меня нет. • Я сделаю все для того, чтобы вы обратили на меня внимание! Взрослый: • Он не принимает себя всерьез, он играет, я не позволю играть собой, я не дам ему меня украсть. Ребенок может испытывать боль при нарушенных отношениях в частности обидах, если отношения внезапно прерываются, если его сильно оттолкнули, если в отношениях он пережил насилие. «Кто я есть, раз со мной так обращаются?» с другой стороны есть такое чувство, что если и эти, пусть и болезненные, отношения будут утрачены, то его жизнь, он сам утратит себя. Но самая глубокая боль связана с тем, что он себя не чувствует, когда он находится наедине с собой ему становится смертельно пусто. Боль может возникать на фоне обесценивания Я, ощущений, что он сам не имеет ценности, что его нет. Поэтому многие выходят из этого состояния через стремление обладать некими предметами, представляющими ценность, если окружающие не ценят его самого, то могут восхищаться тем, что он имеет. Ребенок может страдать от внутренней пустоты, когда его воспринимают как функцию и ценят только за то, что он умеет, достижения или ценимые окружающими навыки. Чтобы защититься от боли утраты себя ребенок становится агрессивным или зависимым, то есть начинает плохо себя вести.
Философия дисциплины педагога
Задача курса научиться выстраивать работу, чтобы она стала подлинной профилактикой возможных поведенческих нарушений и помочь ребенку справиться с собой, если он уже ведет себя плохо. То как мы реагируем на «плохое» поведение зависит от философии дисциплины, которую мы проповедуем, часто неосознанно, ведь большинство взрослых склонны воспитывать детей так, как воспитывали их самих.
• Руки прочь
Зачастую педагоги придерживаются позиции невмешательства, считая, что дети постепенно взрослея, научатся сами управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие педагоги в лучшем случае разъясняют ребенку, что случилось, когда все уже произошло. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения. Но даже это не восстанавливает самость ребенка и как следствие не ведет к разрешению его проблем в поведении.
• Твердая рука
Во втором подходе педагоги верят, что внешний контроль в воспитании просто необходим. Они очень похожи на начальников: требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования детьми ради их же блага. Основные методы – угрозы и шантаж: «если ты не замолчишь я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ребенка. Этот подход также не ведет к восстановлению самости ребенка и рождает бунтарей, если ребенок противостоит взрослому, или приспособленцев, если смиряется с произволом взрослого.
• Возьмемся за руки – единственно эффективный путь
Педагоги, придерживающиеся этой философии считают, что конкретные по- ступки детей – это результат как внешних обстоятельств, так и внутренних побуждений ребенка. Такие педагоги берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивая ребенка к необходимости осознанного выбора. Они включают воспитанников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с детьми и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Таким образом ребенок постепенно овладевает навыками самоконтроля, самоуправления, его самость получает поддержку и необходимость в плохом поведении просто отпадает. Мы учимся действовать рука об руку с детьми, родителями, коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана
развития личности каждого ребенка на основе коммуникативно- компетентного поведения.
Часть 2 Позитивная социализация проблемного
ребенка
Коммуникативно компетентным
является поведение, которое повышает воз-можности для последующих коммуникаций с другими или самим собой каждого из партнеров по общению в качестве свободной личности (Томас Гордон) Истинное педагогическое взаимодействие это конструктивное взаимодействие взрослого с ребенком, цель которого: • Распознать истинную цель поступка • Выбрать соответственный способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку, но не ограничиваться сиюминутным прекращением «плохого поведения» • Разработать стратегию, ведущую к снижению числа таких поступков у ребенка в будущем • Понять какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка и ведут к подобному поведению Не играть в игру «Кто виноват?» в этой игре нет победителей, а все участники остаются внутри проблемы, не двигаясь к положительному решению
Диагностика мотивов плохого поведения ребенка
Задача педагога разработать воспитательный план действий, самостоятельно реализуя который, он может помочь ребенку… и себе. • Воспитательный план действий ВПД – индивидуальная исследовательско- коррекционая программа для воспитателя в интересах ребенка • ВПД обучает педагога находить научно-обоснованные ответы на поступки ребенка. • ВПД — диагностический, корекционный, воспитывающий инструмент.
Пять шагов ВПД
1. Наблюдение и объективное описание поведения проблемных детей.
2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения. 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходок» 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения и развития самости. 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.
Шаг 1 Диагностика.
Наблюдение за поведением ребенка • Собирайте и точно формулируйте ФАКТЫ. • Избегайте субъективных оценок и эмоциональных суждений. • Составляйте конкретные, а не общие описания (где, когда, как часто и что конкретно ребенок делал). • Будьте объективным и аккуратным вдвойне. Объективность в описании поведения ребенка. • Фиксировать в течение недели каждый случай плохого поведения. Как часто возникает подобное поведение. • Не использовать слова: редко, обычно, часто, временами, однажды, иногда, никогда, всегда, постоянно. Указывать точное время. • Слова должны описывать то, что можно зафиксировать камерой или диктофоном, старайтесь дословно цитировать ребенка. • Не полагайтесь на память, это не научно.
Шаг 2 Определяем истинную цель плохого поведения
• Привлечение внимания • Власть • Месть • Избегание неудачи
В определении цели вы можете опираться на собственные ощущения и то, ка- кая импульсная реакция возникает у вас в первый момент выходки. Большинство педагогов достаточно проницательны, чтобы понять, что хочет доказать ребенок своими действиями. Важно осознать свои чувства, обозначить их словом. Это гораздо труднее. Важно осмыслить и тот импульс, который у нас возникает, вы не всегда следуете ему, но осознать его необходимо, так у педагогов присутствует четкий запрет на руко-прикладство, но это не значит, что иногда у вас не возникает такое желание. Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Сущность поведения Получить особое внимание Ты мне ничего не сделаешь Вредить в ответ на обиду Не буду пробовать, все равно не получится Реакции воспитателя , эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность Реакция воспитателя , импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Шаг 3. Выбор техники экстренного вмешательства
• Вмешательство – не наказание Цель: остановить неприемлемое поведение, повлиять на дальнейший выбор ребенком приемлемого поведения в будущем. Воздействие должно быть быстрым, верным, неминуемым, обязательным, неизбежным!

Шаг 4. Стратегии поддержки и восстановления самости ребенка
Применяя техники экстренного реагирования, мы не можем гарантиро-вать, что подобное не повторится в будущем, поскольку реагирование не может изменить характер поведения в целом. А вот стратегия поддержки для повышения самоуважения – может. Самоуважение дошкольника базируется
на чувстве причастности, принадлежности к жизни группы, заитересованности в нем членов этой группы и воспитывающих взрослых. Самоуважение формируется, когда у ребенка есть ощущение состоятельности, компетентности в нескольких сферах: • Ощущение интеллектуальной состоятельности (в игровой и познавательной деятельности) • Ощущение коммуникативной состоятельности (умение строить и поддержи- вать отношения с окружающими) • Ощущение состоятельности в деятельности (внесение своего вклада в жизнь группы в идеале созидающего вклада). Стратегия поддержки строится на принципе замены неприемлемых спо-собов участия в садовской жизни на приемлемые. Стратегии поддержки не занимают больше времени, чем не поддерживающие воспитательные беседы, обвинительные речи, выяснения отношений, но поддержка это единственно верный способ улучшить отношения с воспитанниками, которые по какой-то причине нас не любят или боятся. Поддерживая ребенка мы меняем свою установку, мы ожидаем от ребенка хороших поступков и замечаем хорошие поступки. Наше отношение становится позитивным, что зачастую меняет и отношение ребенка, он начнет следовать вашим установкам.
Шаг 5. Участие партнеров
Предлагайте другим воспитывающим взрослым стать партнерами в реализации ВПД. В индивидуальной работе вам необходимо рассказать родителям о постоянно повторяющихся проблемах в поведении ребенка, о том, какой вы разработали план и какие результаты получили. Без демонстрации результатов очень трудно заполучить родителей на свою сторону. • Знакомство с ВПД и результатами его реализации. • Индивидуальная работа с родителями. • Партнерский стиль, без обвинений и осуждения, привлекайте родителей к корректировке ВПД. • Психолого-педагогическая библиотека • Родительский клуб, тренинговая группа.
Часть 3 Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога. Привлечение внимания.
Привлечение внимания
• Дети испытывают потребность в особом внимании к себе. • Никогда не удовлетворены получаемым вниманием. • Суть каждой выходки – демонстративность.
Причины
• Ребенок научился тому, что он получит больше внимания от взрослых, когда он плохо себя ведет. • Никто не учил ребенка тому, как в приемлемой манере получить внимание, когда он в нем нуждается. • Реальный недостаток внимания, одиночество ребенка, формализм в общении взрослых.
Формы
• Активная: стучат, гримасничают, кричат, вертятся, задирают других детей, заводят всю группу, используют нецензурные слова, задают много вопросов не по теме. • Пассивная: делают все в час по чайной ложке или еще медленнее, тихо сабо-тируют выполнение заданий или поручений, исподтишка препятствуют их выполнению другими детьми. Их выходки менее вызывающие и заметные.
Профилактика
• Уделяйте много внимания тем, кто ведет себя хорошо. • Научите детей просить внимания взрослого и сверстников, когда им это нужно. • Развивайте их коммуникативную состоятельность.
Стратегии экстренного реагирования
Минимизация внимания • Игнорируйте такое поведение • Контакт глазами • Встаньте рядом
• Используйте имя ребенка • Пошлите секретный сигнал • Формулируйте Я-высказывание Разрешающее поведение • не запретный плод менее сладок Отвлеките ребенка • Задавайте прямые вопросы • Попросите об одолжении Делайте неожиданности • Выключите свет • Издайте музыкальный звук • Начните говорить тихим голосом • Измените голос Обращайте внимание детей на хорошее поведение. Проследите за собой, что вы говорите на занятии: Саша сядь прямо, Вера, поверни лист, Сережа, веди кисточкой по ворсу. Тогда вы сами провоцируете ребенка сделать что-то не- правльно, чтобы вы обратили на него внимание. Возьмите за правило хвалить на занятии детей, которые правильно действуют и ведут себя: Саша, какая у тебя ровная спинка, Верочка, листик развернула вертикально – дерево высокое будешь рисовать, Сережа, молодец, кистью рисуем по ворсу и т.д. и т.п. Благодарите детей, за хороший день, за проведенное занятие, за то, что делают для вас и для других людей. Меняйте место ребенка • Пересаживайте • Используйте «стул размышлений», «мягкое кресло». Если первый призван для того, чтобы ребенок поразмышлял о своем поведении, то второй присутствует в группе как место, сев на которое вы можете получить знаки внимания и утешение от всех присутствующих (побуждайте детей приглашать в игру, гладить и петь песенки тому, кто сел на это мягкое кресло)
Часть 4 Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога. Власть и месть.
Власть описание поведения
• Задевают другого • Бросают вызов, атакуют с помощью слов и действий. • Устраивают сцены (медлительность, шум, недовольно бормочут, ругаются) • Не считаются с требованиями. • Провоцирую на публичную схватку, чтобы свершить «революцию» и «свергнуть власть» воспитателя, которая их не устраивает, для чего нужны единомышленники.
Причины
• Современные социальные отношения • Роли заменены межличностными отношениями • Нет конструктивной модели подчинения авторитету • Мода на сильную личность
Сильные стоны властолюбивого поведения
Лидерские способности, • Честолюбие, • Склонность к самоутверждению • Независимое мышление • Способность к самостоятельности и самоконтролю
Принципы профилактики властолюбивого поведения
• Избегайте прямой конфронтации • Позволяйте детям проявлять власть и руководить разрешенными способами
Месть. Описание поведения
• Злые, угрюмые, недовольные. • Мстят за обиду, реальную или воображаемую. • За обиды нанесенные другими людьми • Обида – следствие детского властолюбия, на которое взрослый ответил силой. • Обида может быть спровоцирована случайно
Причины возникновения мстительного поведения
• Насилие • Нет образца переживания гнева или обиды приемлемым способом • Обычная модель переживания обиды – ответный удар.
Принципы профилактики мстительного поведения
• Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них. (Отличай поступок от того, кто его сделал) • Обучение уже маленьких детей тому, как нормальными способами выразить свою боль и страдание. • Приглашение ребенка к разговору с нами в момент травмы или потрясения
Типичные ошибки взрослых
на плохое поведение ребенка мотивированное потребностью проявить власть или отомстить • Повышаем голос, кричим • Указываем на свое главенство, превосходство • Оставляем последнее слово за собой • Давим позой и голосом • Сарказм • Критика характера • Втягиваем в конфликт других
• Настаиваем на своей правоте • Читаем проповеди • Ставим в угол • Оправдываемся или защищаемся • Делаем обобщения, передразниваем и т.д.
Правила конструктивного взаимодействия
• Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребенка • Займитесь своими негативными эмоциями • Не усиливайте напряжение ситуации • Обсудите поступок позже • Позвольте ребенку сохранить лицо • Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Техники экстренного реагирования
Каждая выходка проходит ряд стадий по аналогии с извержением вулкана: 1.Стадия глухих раскатов: ребенок возмущается в полголоса, ворчит и проявляет недовольство. 2.Стадия извержения: ребенок начинает буянить, проявлять речевую или физическую агрессию, делает вызов авторитету взрослого. 3.Стадия остывания: никакая вспышка не может длиться вечно, когда поток брани и агрессии иссякает, ребенок начинает остывать и подводить итоги.
Стадия глухих раскатов.
Лучше всего прекратить выходку на этой стадии. • Признайте силу (или правоту ребенка) • Уберите зрителей • Перенесите обсуждение вопроса • Озадачьте ребенка вопросом или поручением
• Временно согласитесь с ребенком • Поменяйте тему разговора
Стадия извержения
Основная стратегия – изоляция: • Не покидая группы (в спальню) • На стул размышлений • В другую группу (в приемную) • В кабинет заведующей (медсестры)
Стадия остывания
Происходит оценка последствий, принятие решения и выбор санкции, приме- няемых к ребенку. • Лишение (отлагательство) права заниматься чем-то, пользоваться предметами • Прекращение на время взаимодействия с другими детьми • Требование встречи с родителями • Возмещение убытков родителями, если нанесен ущерб ребенку или имуществу
Санкции не наказания!
• Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения • Санкции соразмерны проступку • Санкции созидательны • Формулирование санкции должно быть не эмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.
Позиция взрослого в поддержке и восстановлении самости ребенка.
Чаще всего дети, которые доставляют нам больше всего неудобств, выводят нас из себя, являются возмутителями спокойствия и приятной атмосферы в группе, именно они и нуждаются в нашей любви и поддержке больше всего.
• Найдите положительные черты (используйте позитивную терминологию) • Меняйте ваши реакции • Действуйте увереннее • Показывайте, что вы заботитесь о всех детях • Учите детей пользоваться и управлять эмоциями (говорите о своих чувствах, учите этому детей, способствуйте приемлемому выражению чувств, снятию напряжения)

Часть 5. Основные мотивы «плохого поведения» и
стратегии работы педагога Избегание неудачи
Избегание неудачи: описание поведения
• Даже пробовать не буду, все равно ничего не получится • Формальное, пассивное участие в деятельности, выполняют задание медленно. • Расстроены, испуганы, молчаливы. • Не начинают работу, бездействуют
Причины
• Отношение по типу красного карандаша, взрослые отмечают только неудачи и ошибки ребенка. • Слишком высокие требования со стороны взрослых, которые должны принимать ребенка безусловно • Перфекционизм • Упор на соревнование
Стратегии реагирования взрослого
• Изменить методы объяснения • Учить рассказывать о себе и о том, что делаешь позитивно, в положительном ключе. • Ошибки – это нормальное и нужное явление
• Формируйте веру в успех • Фиксируйте внимание на уже достигнутых успехах • Признавайте достижения
Техники помощи ребенку, избегающему неудачи
• Используйте осязаемый материал, рисунки-подсказки, схемы, разбивайте задания на мелкие шаги. • Ты можешь это сделать, одно маленькое усилие и будет результат • Рассказывайте о своих ошибках и о их ценности как попытках, покажите как исправлять ошибки. • Подчеркивайте улучшения, удачи, признавайте трудность задания • Анализируйте прошлые успехи, повторяйте и закрепляйте их • Используйте аплодисменты, звезды, наклейки, медали, выставки, учите самопризнанию.
Часть 6 Поддерживающие стратегии и направленное
развитие самости
Развитие и поддержка самости ребенка
Приятие
• Принимать того, кто делает, а не то, что сделано, ребенок должен чувствовать, что он ценное и достойной существо, даже если его поступок неприемлем • Принимать личностные особенности ребенка
Внимание
• Приветствуйте детей • Выслушивайте детей • Научите детей просить внимания
Уважение (признание)
• Признавайте дело, а не творца.
• Фокусируйтесь на настоящем • Учите просить признания Используйте Я-высказывание
Схема «Я-высказывания»
Описание от первого лица ситуации, вызвавшей напряжение • Когда я вижу, что… (когда это происходит…, когда я сталкиваюсь с тем, что…) Точное называние чувства в этой ситуации • Я чувствую (раздражение, горечь, боль, недоумение, бессилие, гнев) у меня возникает проблема, у не знаю, как мне реагировать Называние причин • Потому что…( из-за того, что…) Просьба • Хочу тебя попросить (пожалуйста, не делай так больше…, сделай, чтобы…, не мог бы ты…)
Одобрение
• Одобряйте черты характера, попытки что-то сделать
Теплые чувства
• Устанавливайте радостные отношения с воспитанниками • Теплые чувства особенно нужны тогда, когда дела совсем плохи
Теплые прикосновения
• Гладить, тормошить, обнимать, похлопывать • Со властолюбивыми детьми использовать вербальные выражения положи- тельных эмоций.
Три способа избаловать ребенка
• Когда мы видим, что он нарушает поведение, и не реагируем подходящим образом • Когда мы делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя • Когда мы вытаскиваем его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору. Развитие и поддержка самости ребенка возможны при наличии надежных и уважительных отношений между взрослым и ребенком. • Поддержка – знак внимания, оказанный человеку, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме его самого. Напрямую обращается к личности, независимо от промахов и успехов, ошибок и достижений. Концентрируется на сильных сторонах. Оказание поддержки ребенку это лучшая педагогическая реакция на поведение ребенка в ситуации стресса. Парадокс поддержки • Ее нужно оказывать именно тем детям, которые постоянно доставляют нам неприятности. • Нарушители дисциплины вызывают негативные чувства, нам трудно оказы- вать им поддержку • Но именно они больше всех в ней нуждаются.
Сколько нужно поддержки ребенку, который плохо
себя ведет?
Мотив «плохого» поведения Сколько поддержки нужно? Привлечение внимания 1 Власть 10 Месть 100 Избегание неудачи 1000
Адресность поддержки
• Слова должны «дойти» до ребенка, через озлобленность и затравленность, недоверие ко взрослым и тревогу.
• Слова должны произвести впечатление вашей искренностью, неравнодушием, заинтересованностью в ребенке
Привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений
самости
• Не всегда есть возможность опереться на родителей, поскольку их самость может быть также повреждена. • Личностные расстройства ребенка часто коренятся в стиле семейного воспитания. • Многие родители отчаялись исправить поведение ребенка. • Они скорее примут помощь от знакомых, чем обратятся к профессионалам.
Принципы работы с родителями:
• Доверие. • Конфиденциальность • Предложение партнерских, а не покровительственных отношений • Лучше профилактика, чем лечение. • Родители тоже могут нуждаться в вашей поддержке и для них, возможно, вам тоже нужно будет составить ВПД.
Формы работы с родителями
• Краткий конспект программы • Родительские собрания • Библиотека для родителей • Родительский клуб • Родительский уголок • Тренинг для родителей

Проблемный ребенок в детском саду. Что делать?

«Проблемный» ребенок в группе ДОУ. СоветыНаверное эта тема настолько стара и настолько актуальна, что приходится возвращаться к ней снова и снова. Казалось бы, за плечами более 15 лет опыта работы с разными детьми, ну про институты-курсы и прочее я вообще умалчиваю, а вот и попадаешь в просак!!!Когда никакие приёмы не работают и ты готова плакать от безысходности. Если бы только слёзы помогли…. Да, зачастую понимаешь, что корни всех истерик и вызывающего поведения кроются в обычной нехватке внимания или наоборот загруженности ребёнка (психологию-то мы учили много лет), НО что от этого!!! Родители, как правило на контакт не идут, а если идут, то делают вид, что там где ты учился, они преподавали))) Как помочь такому ребёнку и коллективу? Что делаете вы? Ведь у каждого в группе и классе есть такой ребёнок! И ведь, как правило, он очень смышленый и ставить крест на нём ох как не хочется!
Приходится выслушивать жалобы родителей, а иногда и педагогов на «особых» детей. В каждой группе такие есть и агрессивные, и гипердинамичные, и тревожные, и застенчивые.
Трудно привлечь родителя, но возможно (выручают консультации с ребенком, использование песочной и сказкотерапии). Гораздо труднее научить родителей и воспитателей принимать ребенка, таким какой он есть (а ребенок имеет право на страхи, гнев и т.п)
Очень много агрессивных, гипердинамичных детей имеют в своем медицинском анамнезе причины, например: кесарево сечение матери в родах. Ребенок не виноват что проявляет признаки агрессии или наоборот. Ему нужна помощь.
Если ребенок способный, скорее всего у него демонстративное поведение. Читать литературу — и действовать. Ни в коем случае не позволять демонстративному ребенку думать, что он — единственный в группе. С огромным терпением воспринимать его выходки и ласково но твердо направлять в нужное русло. Главное — ребенок и родители должны понять, что вы — на их стороне, действуете в интересах ребенка.
Если воспитатель не может установить контакт с ребенком или его законными представителями, педагог-психолог поможет написать рекомендации. Если рекомендации четко выполняются, но не приносят результата (такого не бывает), то подразумевается дальнейшее обсуждение и совместный поиск эффективного взаимодействия.
Большинство детей на момент поступления в детский сад не разговаривают, дико привязаны к маме и соске, бутылочке, памперсу, то многие из них для воспитателей «проблемные». Я убеждена, что работа с такими детьми должна вестись только через родителей, с их помощью. Больше — НИКАК!!! Прекрасно понимаю, что работа с родителями сложна, но здесь главное — такт и терпение, умение найти такой аргумент для родителя, который заставит его прислушаться к ВАМ, пойти за ВАМИ!!!
ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЮЗНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ.
А уж сделать, чтобы родители стали «правильными», очень просто: ЛЮБИТЬ ребенка, заботиться о его здоровье, слышать его, угадывать его настроение, говорить с родителями о его успехах и неудачах, о его чувствах, повторять его забавные слова, озвучивать его «открытия», не упускать мелочей, и родители радостно и с удовольствием будут выполнять все Ваши советы и рекомендации.
Родителей так называемых «проблемных» детей» очень трудно привлечь к сотрудничеству. Они зачастую не осознают серьёзности ситуации, перекладывая всю ответственность на педагогов образовательной организации. Здесь очень важно подключить к работе с родителями педагогов групп, которую посещает ребенок. Есть прекрасные советы в пособиях Лютовой, Мониной, где даны методики взаимодействия и с детьми и с родителями. Везде важна системность. Воспитатель группы ежедневно общается с родителями ребенка, но зачастую, в силу усталости или каких либо других факторов, не в состоянии выполнять необходимые рекомендации специалиста.
Не берите на себя непосильный груз, наша работа и без того ювелирная и нервная.
Родителям нужно больше показывать то, чем занимаются дети в группе, в чем ребенок преуспел, а где еще нужно постараться. Родители должны видеть живую заинтересованность воспитателя в полноценном развитии ребенка.
Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе, в группе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.
А ведь все мы педагоги и у каждого за плечами огромный педагогический опыт.Давайте не будем опускать руки. Мы выбрали эту профессию сердцем и душой. Мы справимся!!!

Реклама:

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикетаРазвитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаПоловое воспитание старших дошкольниковПисьменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Когда ребенка отдают в детский сад, это с одной стороны облегчает жизнь молодым родителям. Однако, есть и определенные трудности, с которыми нередко сталкиваются родители детей, посещающих дошкольное учреждение. Помимо, частных простуд, родители могут столкнуться с драками между детьми и вопиющими случаями, когда воспитатель бьет детей.

Почему дети бьют других детей

Для нас дети – это милейшие создания, которые никак не могу умышленно причинить вред другому живому существу. Но вы идете в детский сад и понимаете, что кроме приятных праздников у вас появляется еще одна проблема, когда дети в группе бьют друг друга. Почему так происходит, как на это реагировать, что делать – ответит в видео-программе детский практикующий психолог Ирина Млодик:

Что же делать родителям, если ребенка бьют в детском саду?

В первую очередь поговорите со своим ребенком и постарайтесь как можно больше узнать у него о происходящем. Не давите на малыша, но обязательно расспросите о его собственном поведении.

Нередко бывает, что дети ведут себя провокационно или же сами начинают драку, а родителям жалуются на избиения. Но такая статистика не является поводом недоверия к своему ребенку. Вполне возможно, что вашему чаду действительно достается ни за что. В этом случае вам поможет только спокойная и рассудительная беседа. Вспомните, что психологи часто сталкиваясь с детьми ставшими жертвами насилия, используют для более комфортного «расследования» методики игры с куклами или рисунки. При желании вы можете попробовать самостоятельно их применить или обратиться за помощью к штатному психологу в сад или поликлинику.

ВАЖНО! В любом случае нельзя оставлять ситуацию без принятия окончательного решения. Ведь кроме вам малыша никто не сможет защитить!

Как вести себя, если ребенка бьют в детском саду

От вашего поведения многое зависит. И самое главное, чтобы вы не отмахнулись от таких рассказов, если ребенка бьют в детском саду, а прониклись ситуацией без эмоций, но со здравым смыслом. Не забывайте, что вести себя нужно спокойно, нельзя делать необдуманных поступков. Держитесь уверенно и старайтесь объективно смотреть на ситуацию.

После того, как вы поговорили с ребенком, обсудите проблему с воспитателем. Тут очень важно понять, что он думает об этой ситуации. Так как воспитатель находится большую часть времени с вашим чадом, то и рассказать он сможет гораздо больше. Бывает, что воспитатель держаться отстранено, хотя и знает о проблемном ребенке. Но не хочет или не может решить проблему с маленьким драчуном.

Иногда дети-зачинщики драки ведут себя нагло, пользуясь определенным положением своих родителей. Особенно это свойственно детям, родители которых в любой ситуации, в не зависимости от степени виновности ребенка – защищают и выставляют его жертвой, а не зачинщиком. Однако, если ситуация не столь сложная, то воспитатель присмотрит более пристально за отношениями детей, и примет по мере необходимости. Воспитатель так же должен обсуждать проблему с родителями ребенка драчуна наедине. Прояснив, как именно они должны провести воспитательную работу со своей стороны.

Если же дети не перестают бить друг друга, а воспитатель отказывается решать проблему или вообще игнорирует ее наличие, стоит пообщаться лично с родителями проблемного ребенка. Узнайте у других родителей, не сталкиваются ли они с рассказами детей о драках. Без лишних эмоций, постарайтесь составить единую стратегию поведения. Если вы не единственная страдающая сторона, то возможно, стоит объединиться с такими же мамами и папами как вы, и коллективно поговорить с родителями обидчика. В такой ситуации тоже есть несколько вариантом развития событий:

  • Один из них, имеющий наилучшую развязку, это тот, что родители поговорят со своим чадом и смогут объяснить ребенку, что бить других детей не хорошо. Возможно ему до этого момента не прояснили правила поведения в детском саду и малыш просто не знал, что отвоевывать с кулаками игрушки нельзя.
  • В противном случае, родители ребенка, являющегося зачинщиков драк, либо сами не могут найти подход к своему ребенку, либо просто отказываются этого делать. В этом случае вам все будет ясно после первой же беседы с ними на тему драк между детьми.

Когда ситуация кажется безнадежной, ваш ребенок продолжает страдать от нападок в детском саду, обратитесь к заведующему детским садом и поговорите с ним о проблеме.

Конечно, может сложиться так, что он, как и воспитатель не будет ничего делать, чтобы помочь вам и предотвратить насилие среди детей. Однако, если вам повезло, то заведующая может провести самостоятельно беседу с родителями маленького непоседы.

К каждому саду закреплен психолог, который обязан работать с подобными случаями, когда дети бьют друг друга или если ребенка бьют в детском саду. По сути это третья ступень, после которой вы идете уже к заведующей.

Если вы не одиноки в проблеме побоев детей – пишите коллективную жалобу заведующей. Если и здесь нет правды – администрация по образованию с жалобой на всю ситуацию и бездействие ее персонала в дошкольном учреждении, поможет точно.

Так же одним из вариантов решения проблемы является перевод ребенка в другую группу. Вы можете перевести своего малыша или, в случае, если вы не единственные пострадавшие от одного ребенка, перевести могут его. В каждом случае вопрос решается индивидуально.

Какие дать советы детям, которые если их бьют в садике

Конечно, немаловажно, чтобы вы дома объяснили своему ребенку некоторые советы по поведению, которые помогут ему, если его будут бить в детском саду.

  • Для начала расскажите ребенку, что не стоит вовсе связываться с ребенком, который склонен срывать свою злость на других детях. Пусть он играет с другими детьми и избегает общения с драчуном.
  • Во-вторых, научите ребенка давать сдачи. Да, если вашего малыша бьют в саду «не за что», обязательно научите его бить в ответ. Порой бывает, что проблемному ребенку просто никто не дает сдачи и потому он чувствует некую вседозволенность. Но в данном случае лучше чтобы воспитатель был в курсе данного метода.
  • Пусть ребенок не принимает избиения. Расскажите своему ребенку, что нельзя спускать все с рук зачинщику. Пусть он сообщает вам и воспитателю о каждом таком случае.

Что делать когда в саду ребенка бьет воспитатель

Бывают и такие случаи, что ребенка в детском саду бьет не другой ребенок, а воспитатель. Если ребенок говорит и жалуется, что воспитатель бьет его, то выясните у него подробности:

  • Узнайте точно, что ребенок подразумевает под словом «бьет». Кончено, не имеет значение, насколько сильно и по какому месту воспитатель била ребенка. Рукоприкладство неприветливо в любом виде. Стоит насторожиться, даже если ребенка просто шлепнули по попе.
  • Расспросите ребенка, как часто происходили подобные ситуации. Так как он не сможет еще сказать точно ответ на этот вопрос – каждый день спрашивайте его об этом и прикидывайте сами насколько часто в детском саду воспитатель била детей.
  • Узнайте, бьет ли воспитатель других детей.

ВАЖНО! Если вы увидели следы побоев, обязательно обратитесь в ПДН отдела полиции, предварительно приложив акт освидетельствования снятых побоев. На время выяснения обстоятельств старайтесь не водить ребенка в сад.

Иногда, воспитатели бывают довольно жестокими, в интернете есть множество видео, как воспитатель бьет ребенка. Если вы оказались в такой ситуации для начала поговорите с самим воспитателем. Если он идет в отказ и отрицает свою вину или не считает свое поведение неприемлемым, обратитесь к заведующему детского сада с заявлением. Она должна подробно и срочно разобраться в ситуации, применить меры по отношению к воспитателю. Обычно это как минимум увольнение, если случаи серьезные и частые, а заявления не перестают поступать на ее имя.

Если вы не получили никакой поддержки со стороны руководства детского сада, или если избиения воспитателем вашего ребенка продолжаются и ситуация никак не разрешается – обращайтесь в ПДН отдела полиции, предварительно составив акт освидетельствования побоев.

Можно сразу обратиться в суд в единоличном порядке, в случае, если вам известна вся необходимая для подачи заявления информация о воспитателе и вы сняли побои. Если же вы не владеет всей нужно информацией, то в полиции вам обязательно будет написать заявления. На основании принятого заявления начнется следствие по делу избиения воспитателем ребенка. В зависимости от решения суда, виновному могут назначать различные наказания в виде штрафов, общественных работ, ограничения или лишения свободы.

Итоги

Родителям стоит помнить, что когда ваше ребенок жалуется на избиения в детском саду со стороны других детей или со стороны воспитателя – он ищет поддержки и помощи от вас. Вам, как родителям стоит поддержать ребенка и выслушать его историю целиком. Старайтесь говорить с ним, как со взрослым человеком. Вам стоит верить своему ребенку, потому что проблема может быть серьезной и игнорировать ее, списывая рассказ малыша о том, что его бьют на воображение, нельзя.

Ребенка бьет другой ребенок в детском саду — как спасти свое чадо?

Не было хлопот — отдала малютку в сад. И сразу начались проблемы. Моего ребенка бьет другой ребенок в детском саду. Каждый поход туда — настоящее испытание для всей семьи. И сердце разрывается всякий раз.

Что сегодня — синяк? Укусили? Толкнули? Отобрали игрушки?

Естественно, что мама начинает тревожиться и переживать, что ее чадо могут обидеть. И уж совсем ужас, если она узнает, что ее кровиночку бьет другой ребенок.

Тревога мамы понятна, ведь ее чадо обижают. А когда эмоции схлынут, в голове возникают вопросы.

Почему такое происходит с моим ребенком? Зачем детям детский сад, если такие малявки там дерутся? И что делать родителям, ведь в этот момент в ряд выстраиваются все минусы детского сада, и появляется желание оставить его дома, под защитой родителей. Не спешите принимать такое решение, сначала разберемся — почему вообще один ребенок бьет другого?

Мы часто видим только очевидные причины детских драк. Например, один ребенок отобрал у другого игрушку, а тот его в ответ бьет кулачком. Или малыш отталкивает другого, потому что хочет быть первым.

Естественно, когда дети дерутся, — это зрелище не для слабонервных. Недовольные мамы готовы устраивать разборки с воспитательницей, которая плохо смотрит за дошколятами. Обвиняют других детишек и их родителей в плохом воспитании.

А на самом деле есть множество скрытых причин детских драк, которые раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Маленькие дикари

Когда детки собираются в группу, то они как маленькие зверята — возятся, играют, но одновременно с этим учатся понимать свое место в детской стайке. Слезы, истерики, привлечение внимания к себе — все идет в ход, лишь бы завоевать свое местечко под солнцем.

Дело в том, что ребятишки в детском саду проходят важнейший этап первичного ранжирования между собой. И здесь не обойтись без толканий, кусаний и отбирания игрушек. В ход идут маленькие кулачки, зубки и ноготки.

Малыши пытаются понять границы своей территории. В такой ситуации часто возникают моменты, когда другой ребенок вдруг начинает бить кого-то.

Или может создаваться впечатление, что один ребенок бьет другого.

При этом дошкольники не могут понять разумных объяснений взрослых, они еще не мыслят сложными причинно-следственными категориями. Их общение идет на уровне ощущений и «запахов».

Нужно ли вмешиваться в этот процесс? Безусловно, только имея при этом системный подход, то есть понимая все подводные течения процессов первичного ранжирования дошкольников.

Ребенок и детский сад — первые шаги адаптации в социуме

У каждого малыша есть свои достоинства, сильные стороны и преимущества перед другими детишками. Именно это детки ощущают, когда проходят этап первичного ранжирования в ДОУ. Воспитатель, естественно, видит и достоинства, и недостатки. И если ему удается на доступном для детей языке показывать эти отличия, подчеркивая преимущества и сильные стороны каждого, то малыши начинают тоже акцентировать внимание на достоинствах другого.

Например, шустрый непоседа с кожным вектором очень подвижен, ловок и быстро адаптируется к изменениям правил игры — это его сильная сторона.

Но у него есть и свои недостатки — он не всегда может аккуратно выполнять задания, потому что все время куда-то торопится. Его стремление быть во всех играх первым может привести к ситуациям, когда кроха с кожным вектором будет «расталкивать локоточками» других детей. Внешне это воспринимается, что один ребенок дерётся или бьет других детей.

Это все из разряда «толкаются, играются», а вот по-настоящему обидеть другого ребенка и даже начать его бить может крепкий карапуз с особым складом психики.

Почему хороший ребенок может начать бить другого?

Это немного медлительные малыши, для которых важно все разложить по полочкам, навести во всем порядок. Обладатели аналитического склада ума, аккуратные от природы, им на все нужно чуть больше времени, чем подвижным непоседам с кожным вектором. Вот такие вот замечательные крохи с анальным вектором часто отстаивают свою позицию и ранжируются крепким кулачком. Но это вовсе не значит, что они драчуны.

На самом деле это самые послушные детишки. Просто если их торопят и сбивают со своего чуть замедленного ритма, они могут начать упрямиться или обижаться. И вот уже такого крепыша не сдвинешь с места. Если быть к нему несправедливым или подсмеиваться над его медлительностью, он может начать мстить и детям, и воспитателю. И уже как следствие в его поведении сначала появятся упрямство и обиды. А дальше он уже начнет защищать свои ценности «ударами кулачка» и может даже использовать приемы удушения. Это не недостаток, это особенности его психики. Малыш еще только развивается, и в лучшем варианте взрослым мы получаем прекрасного врача, педагога, ученого — упорно идущего к своей цели. А в худшем — исковерканный сценарий, который сначала проявляется в легком садистировании над другими, а потом идет на утяжеление.

Но взрослые не знают этих его особенностей. И получается, что они делают упор на его «недостатки», вместо того чтобы подчеркивать сильные стороны дошкольника. В результате получаются конфликтные ситуации. Причем так могут поступать с крохой не только воспитательницы, но и мамы.

Чтобы не создавать причин для возникновения таких эксцессов, взрослым нужно делать акцент на его достоинствах и стараться не торопить такого карапуза.

Ребенка бьет другой ребенок в детском саду — кто становится жертвой?

А вот объектами для нападок обычно становятся другие детки, более слабые не только физически. Такие дошкольники отличаются своей необычностью.

Жертвой агрессивности других деток может быть задумчивый малыш со звуковым вектором. Ему интересны абстрактные игры с особым смыслом. Такой ребенок (мальчик или девочка) тоже сильно отличается от других — поскольку живет в своем внутреннем мире, этакий маленький задумчивый Кай, складывающий слово «ВЕЧНОСТЬ». Такой малыш в своей задумчивости просто не всегда успевает замечать, что все уже побежали, и очнется, только когда группа детишек уже затоптала его, просто достигая цели своей игры. Такие детки сложно проходят адаптацию к детскому саду, но и для них есть свои рекомендации от Системно-векторной психологии. Подробнее об этом

Но по-настоящему жертвой становятся совсем другие детки. Это артистичные, эмоциональные, тонко чувствующее малыши.

Их психика устроена совсем иначе. По природе своей они нежные, чувственные. Это особенные, талантливые ребятишки со зрительным вектором. Они по природе своей жалостливы и сострадательны. Они жалеют букашек и цветочки, склонны оживлять своим воображением игрушки и машинки. Их богатое воображение рисует им целый выдуманный волшебный мир, в котором могут быть и добрые феи, и злые колдуны.

Повышенная чувственность и воображение — их сильная сторона, но одновременно эти же свойства могут сделать из них жертву в детском коллективе.

Для них ударить кого-то — настоящая катастрофа. Их воображаемый мир при агрессии сразу же рушится. Они начинают плакать и очень сильно страдают.

Если это мальчик с кожно-зрительной связкой векторов, то очень часто в детском коллективе он становится жертвой. Проявляется это уже на этапе детского сада, когда один или несколько детей начинают бить другого, более слабого. А он не может дать сдачи.

Как же избежать такого сценария? И здесь тоже есть решение.

И если такой эмоциональный малыш не научен выражать свои фантазии наружу, внутри него сжимается комочек огромного страха, который, благодаря его фантазии, вырастает в огромного монстра. И вот этот монстр внутри привлекает к себе всех агрессоров.

Когда же такой малыш научен отдавать свои лучшие свойства группе — например, выдумывая новые игры и наполняя их чувственным эмоциональным содержанием, разукрашивая их своим богатым воображением и фантазией, то к нему непроизвольно начинают тянуться другие детишки. Ведь с ним интересно играть. Он как бы вовлекает в свой волшебный мир других дошколят, которым становится очень интересно с ним играть, и обижать его прекращают.

Но родители слишком часто совершают ошибку и начинают из такого нежного, артистичного мальчика делать «настоящего мужика», учат его драться и стоять за себя до конца. Тем самым, имея самые лучшие побуждения, они просто калечат его психику.

Главная ошибка воспитания

Когда ребенка обижают в детском саду, родители могут допустить самую распространенную ошибку — начать воспитывать своего ребенка в смыслах «надо давать сдачи». Это относится к деткам с любыми векторами. И вот уже начинаются «науськивания», показы приемов рукопашного боя, вплоть до сложных захватов и удушений.

В чем же тут ошибка? Неужели позволять себя бить? Или учить ребенка не сопротивляться и «подставлять другую щеку»?

Ни в коем случае. Малыш должен уметь за себя постоять, только не всегда кулаками. Любой дошкольник должен быть крепким физически, заниматься спортом. Кстати, таких закаленных спортом ребятишек особо и не задирают сверстники.

А все, чему мы учим своих малышей дома, они несут в детский коллектив. И если вы будете действовать по такому принципу, то волна агрессивности среди дошколят будет только возрастать. Вместо того чтобы заниматься развивающими играми, они станут демонстрировать друг другу приемы рукопашного боя. А это очень вредно для детской психики. Ведь у них формируется сценарий решения вопросов кулаками.

Итак, важно понять, что детский сад — это важнейший период взросления детей, пропускать его нельзя. А вот нивелировать ситуации, когда ваше сокровище обижают или не дай бог бьют в детском саду, можно и нужно. Начинать только нужно с себя, а затем уже переходить к разговорам с другими участниками процесса.

Что могут сделать родители? Системные советы:

Прежде всего, родители ведут максимально мирные переговоры и начинают с того, что могут сделать только они сами.
Например:

Что могут сделать родители

  • Научить малыша делиться пищей — это вообще фундамент здоровой психики. Желательно начинать учить делиться до 3 лет. Чтобы к 6 годам уже привить вкус от отдачи: когда малыш легко делится с другими детками конфетами, игрушками, он вырастает реализованным и социально активным взрослым.
  • Понять особенности своего ребенка. Не сравнивать его с другими. Он такой, какой есть — самый лучший, но со своими особенностями. Когда мы понимаем, как его лучше развить, то имеем возможность подсказать оптимальные педагогические ходы и воспитателю.
  • Если у вас кожно-зрительный мальчик, обязательно развивайте его чувственность. Поместите его в коллектив девочек. Он может танцевать или посещать театральную студию, где его таланты и чувственность будут развиваться. Это даст ему возможность занять свое место в детской стайке и заслужить свою порцию обожания и признания. Подробнее о воспитании кожно-зрительных мальчиков написано .
  • Поговорить с воспитателями об организации совместных игр. На самом деле от них многое зависит. Если воспитательница начинает ребенка защищать, то есть создавать ему чувство защищенности и безопасности, его перестают обижать.

Разговоры с воспитателем

  • Внимательно наблюдайте за тем, что происходит. Например, бывали случаи, когда детскую раздевалку делали в тесном пространстве и там постоянно возникали драки, потому что просто невозможно было уклониться от столкновений.
  • Еще одним из факторов может быть переполнение группы. Хотя грамотный воспитатель сумеет занять детей и дать каждому свое место в пространстве.
  • Иногда можно заметить, что если воспитательницы (на прогулке) ведут свои разговоры друг с другом, а деткам нечем заняться, тогда тоже начинаются потасовки. Но здесь уже нужно очень тактично и вежливо разговаривать с воспитателем, а если не помогает, то с заведующей ДОУ.
  • Но если все ваши усилия не находят отклик, то возможны и кардинальные шаги — перевести малыша в другой садик. Потому что безопасность ребенка, в том числе и психологическая, очень важна для его гармоничного развития.

Когда родители ПОНИМАЮТ своего малыша, они естественным образом акцентируются на сильных сторонах своего чада, а значит, могут дать подсказку воспитателю, как лучше с ним взаимодействовать.

Психика современных детей устроена сложнее, чем нам кажется. Любые неверные шаги в воспитании ведут к возникновению психологических травм, которые затем скрыто влияют на жизнь уже взрослого человека.

Часто нам кажется, что это только наше сокровище все вокруг обижают и бьют. А вы уверены, что ваш ребенок тоже не бьет другого ребенка? Остановить волну насилия в детских учреждениях можно. Нужно просто не пускать дело на самотек, а приложить к этому грамотные усилия. Это же вашего ребенка обижают в детском саду. Значит и вопросы решать нужно вам.

Системно-векторная психология раскрывает все ранее скрытые от нас механизмы бессознательных программ, что позволяет максимально точно развить все заложенные от рождения таланты ребенка.

«…У меня сын, 2 года, агрессию перестал проявлять к другим детям…»

Елена Я., Солигорск

«…Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился, не передать, какой… А до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!»

Асия В., косметолог, Канада

Подробнее узнать об особенностях развития деток с разными векторам можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь

Автор статьи: Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *