Почему чревоугодие это грех

Содержание

Чревоугодие — смертный грех?

Чревоугодие в православии

Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.

Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Грех и благодать

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Как избавиться от греха чревоугодия

Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.

Читайте также — Зависть — русский грех

Совет от преподобного Амвросия:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Преподобный Лев говорил:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:

  • Грех Хама и грех Илия
  • Грех осуждения
  • Осторожно, грех!
  • Как выглядит грех?

Одной из главных страстей человека, ярко отражающейся из поколения в поколение, является грех чревоугодия. Эта страсть является одной из восьми наиболее губительных, ведь она порождает желание совершать другие грехи, затягивая человека в объятие ада. Все греховные страсти тесно между собой связываются, поэтому бороться предстоит не только с чревоугодием, но и с другими грехами, отстаивая свое право на вечную, счастливую жизнь с Господом. Если христианин начнет бороться, в первую очередь, именно со чревоугодием, то он четко должен понять, с чего начать эту войну, какое оружие для борьбы со страстью использовать лучше всего. Получить ответ на вопрос, касательно борьбы с чревоугодием, сможет каждый, уделив несколько минут и изучив эту тему глубже.

Чревоугодие – первое звено в цепи греховных страстей

Фото: Flickr.com

Чревоугодие – это очень подлый враг, поскольку многим христианам эта страсть кажется невинной слабостью, не влекущей за собой никаких пагубных последствий. Хоть опасений этот грех у людей и не вызывает, его пагубные последствия являются следующими:

  • чревоугодие – явный признак того, что страсти тела победили над духом;
  • позволив себе эту страсть, человек даже не замечает, как постепенно приобщается и к другим грехам, считая их не нарушением закона, а нормой;
  • телесное постоянно начинает торжествовать над духовных, а значит, дьявол без усилия получает доступ к человеческой душе, всячески затягивая ее в пропасть погибели;
  • это пристрастие уродует человека, как физически (лишний вес, проблемы со здоровьем) так и духовно, делая неспособным бороться со злом;
  • эта привычка делает человека ленивым и безразличным, поэтому за вечную жизнь с Господом, он перестает бороться;
  • даже слова молитвы, чревоугоднику тяжело и лень говорить;
  • этот грех активно угнетает творческие и интеллектуальные способности, не разрешая человеку совершенствовать свои таланты.

Многие ошибочно думают, что простая диета поможет решить проблемы с чревоугодием быстро и качественно, но не имея внутреннего стержня и духовного подкрепления, подобные попытки, чаще всего, терпят фиаско.

Как правильно бороться с грехом чревоугодия?

Фото: Flickr.com

Чтобы победить агрессию собственного тела против души, не возвращаться к этому греху более, просто отказа в тех или других продуктах, а также уменьшения порций будет недостаточно. Человек, который живет ради того, чтобы есть и наслаждаться изысканными вкусами явно теряет чувство меры не только в этом, но и во всем, поэтому с греховной привычкой стоит бороться. Чтобы избавиться от греха чревоугодия, человеку, который страдает именно от этой страсти, стоит придерживаться следующих советов:

  • перед каждым приемом пищи стоит кратко помолиться, попросив Господа помощи, чтобы удержаться от лишнего;
  • желая угодить своему чреву, человек должен вспомнить о том, что тело для вечной жизни не создано, поэтому оно также станет пищей для червей, а значит, о бессмертной душе стоит заботиться больше;
  • стоит мысленно определить количество еды, которую хотелось бы употребить, после чего отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону;
  • вначале стоит ограничить употребление пряной пищи, которая только побуждает аппетит;
  • есть стоит медленно, что позволит полностью насыщаться более маленькими порциями;
  • рекомендуется есть молча, ведь во время беседы можно употребить больше, чем реально необходимо (лучше, во время трапезы, мысленно читать Иисусову молитву);
  • стоит помнить о том, что жажда воды тоже бывает ложной и естественной, чтобы понять, хочется ли пить действительно, рекомендовано подержать во рту немного воды.

Нередким является сочетание скупости и чревоугодия, а также тщеславия, что лишний раз подтверждает опасность этого пристрастия, открывающего путь для новых греховных страстей.

Человек, который слишком много ест, заботится о том, чтобы предоставить своему чреву больше изысканной, вкусной пищи, делает его своим идолом, совершая еще один страшный грех. Начиная с невинной, на первый взгляд, страсти к еде, медленно и уверенно человек погружается и в другие грехи, даже не замечая, что он уже покинул рамки Божьей благодати и стал для дьявола легкой добычей. В таком состоянии, человек словно становится слепой плотью, не различая границу добра и зла, что очень сильно вредит ему в будущем. Вот почему не стоит потакать своим слабостям и закрывать на них глаза. Вредные привычки стоит искоренять сражу же после их обнаружения, поскольку потом будет тяжелее справляться с ними.

Чревоугодие

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Чревоугодие – это одна из самых древних страстей, которая присуща человеческому роду.

Что такое чревоугодие?

Само по себе оно является страстью. Страстей у человека много, но страсти у нас делятся по некоторому порядку – естественные и неестественные страсти, а также на: греховные и безукоризненные.

Естественные страсти – это те, которые берут свое начало от естества человеческого.

К естественным страстям можно отнести, как раз, чревоугодие, блуд, который базируется на естестве человеческом, и некоторые другие страсти, о которых мы скажем позже.

Греховные страсти – это те, которыми сегодня, в принципе, болен каждый из нас. Это, как правило, кривое искажение, извращение безукоризненных страстей. Допустим, безукоризненная страсть каждого из нас – необходимость вкушать пищу и пить воду. Это страсть, которая гнетет человека, но она безукоризненна, т. к. Сам Господь имел в Себе, так сказать, эту человеческую немощь. Т. е. Он алкал и жаждал, и мы все с вами это знаем. Но, тем не менее, Господь был без греха, т. к. сия страсть безукоризненна, но, когда она заражается грехом, – эта страсть превращается в чревоугодие. Т. е. она становится бесконтрольной, и человек уже не может никак себя от этого освободить. Само слово «чревоугодие», с греческого «гастроморгия» переводиться как «чревоизлишество». Потому что всякое принятие пищи оно должно быть у нас ограничено, и, когда человек болен чревоугодием, он обязательно будет вкушать пищу в некотором излишестве, надрывая себя.

Также у чревоугодия есть еще и другие имена, которые мы сейчас с вами рассмотрим по проявлениям.

Собственно чревоугодие – это когда человек желает вкусной еды, устраивает свою жизнь так, чтобы всегда угождать своему чреву. Т. е. столы, обеды, в общем, пища, все сделано так, чтобы как можно комфортнее чувствовал себя желудок. К этому, в принципе, мы все с вами стремимся.

Чревообъядение – это когда человек употребляет пищу сверх меры. Когда желудок уже в принципе наполнен или хотя бы отчасти человек положил туда пищу, но он все равно будет продолжать пихать туда пищу, до тех пор, покуда у него не заболит или покуда не откатится от стола, чтоб его отнесли. Это и есть чревообъядение, которое, в принципе, у многих из нас, уж так сказать, в духовной традиции. Если человек не поел с перегрузкой, кажется, что он и не ел ничего.

Чревонеистовство – это когда человек теряет рассудок, разум, благоразумие при позывах к пище, т. е. сразу начинает вести себя неадекватно: хватать пищу где-то за трапезой или, если эта трапеза общая, в частности, в монастыре, кричать, чтобы ему подали чашечку со сметаной или еще что-то в этом роде. Это состояние, когда чрево начинает им обладать, и человек, служа послушание, т. е. находясь на послушании своего чрева, начинает вести себя неадекватно.

Чревобесие – это когда у человека появляются безумные приступы голода и жажды, когда он безумно хочет есть и безумно хочет пить, и готов ради этого на многое. Такое состояние происходит не всегда, но оно появляется как приступы, если у человека приступ начинается, то ради этого приступа он готов удовлетворить любые свои прихоти.

Сытость – это когда человек находится в непрестанном пищеварении, когда непрестанно его желудок работает. Как только работа внутри желудка смягчается, человек опять начинает, что-то вкушать или что-то пить, потому что ему кажется, что в желудке пусто. Тогда хочется, чтоб он был сытый. Это как раз и есть тоже одна из форм чревоугодия, потому что жить вот так вот сыто – это, конечно, греховно, о чем я скажу ниже.

Гортанобесие – это когда человек принимает пищу ради наслаждения. О гортанобесии мы с вами поговорим еще, а сейчас я приведу некоторые примеры. Прп. авва Дорофей говорит следующее, что гортанобесие можно определить по следующим параметрам: когда человек удерживает снедь во рту, долго жуёт её «по причине приятного вкуса» не решается скоро проглотить эту пищу. Т. е. в детстве может кто-то конфеты так ел, т. е. этой страстью заражаются некоторые люди, ещё в детстве. И в принципе люди болеют так, что пищу, прежде чем проглотить, жуют 33 раза, как говорят сегодня врачи, но при этом испытывая наслаждение. Т. е. не решается её проглотить, как подчеркивает авва Дорофей, по причине её приятности или по причине какого-то ограничения в количестве, т. к. потом этого наслаждения уже не будет. Также гортанобесие, помимо удовольствия, ещё относится к чревоугодию и потому, что, когда человек уже поел, у него все хорошо в принципе, но гортань просит ещё. И он ест, хотя в принципе, он уже сыт, но он ест, потому что гортань требует наслаждения.

Далее это развитие страсти, т.е. как развивается страсть чревоугодия в человеке.

Корень этой страсти находится в воле человека, т.к. без воли человека вообще ничего не происходит, поэтому авва Евагрий относит корень этой страсти к воле человека. Когда человек сам себя закабаляет, сам себя подвергает этой страсти: беспечностью, халатностью в духовной жизни и просто даже неведением. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что мы с вами очень часто грешим по неведению, т.к. не знаем с вами ничего и в принципе даже не интересуемся, находимся в таком сонном состоянии, дремании духовном, что приводит к тому, что и не замечаем того, что находимся полностью в сетях своих страстей. Свв. отцы дают очень интересное сравнение: как бы орел высоко ни летал, но, чтобы покушать, он должен спуститься на землю и вкусить падали, потому что орлы – они падальщики. Это сравнение замечательно тем, что человек тоже должен возвращаться на землю и вкушать падаль, несмотря на то как бы высоко он ни летал. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник, который обладал даром слез, когда он слышал удары колокола, что означало о времени обеда, он бросал плакать и бежал в трапезную: «я удивлялся, на сколько, страсть чревоугодия сокрушает дар слез». Т.е. невозможно человеку пробить это состояние внутреннего дремания, сонности, потому что сила привычки затмевает наши духовные очи. Мы в своей жизни делаем много плохого, даже не замечая этого, а если посмотреть на себя со стороны, как мы это часто делаем с другими и еще при этом осуждаем их поступки, а ведь сами делаем куда хуже, но не замечаем этого.

Признаки страсти чревоугодия, происходящие в человеке

Свв. отцы очень много иллюстрируют их, тем, как, например, при наступлении Пасхи, чревоугодный человек заготовляется яствами «закалает тельца упитанного», а благочестивый человек готовится к Пасхе духовно, чтобы получить благодать Божию.

Вот эти признаки, о которых я хотел бы поговорить:

Страх перед постом – с наступлением «прощеного воскресения» мы говорим: «Ну, вот опять пост». Великий пост человек переживает намного легче, т.к. он связан с Божественной энергией, богослужением, в отличие от других постов, когда в храмах идет обычная служба. А Великим постом ситуация кардинально меняется, само облачение, его цвет он пробуждает в нас особые чувства и т.д. Страх перед постом вызывает у нас желание ослабить его строгость.

Что приводит ко второму признаку – извращение поста. Когда человек под влиянием чревоугодия начинает искать пути к послаблению, причем не обоснованному, поста, т.к. всякое послабление должно согласовываться с духовником. Это первый признак, далее человек начинает пренебрегать постом, например, вкушать мясо, аргументируя это тем, что он «путешествующий» – мол, иду в Лавру, зашел, купил пирожок с мясом, пока «путешествую» до Лавры, нужно подкрепить свои силы. Потом мы замечаем, что стали раздражительны, зачем я буду оскорблять человека, лучше поесть и сразу стану добрым. И это одно из многих ухищрений из-за которых человек нарушает пост. Пост, безусловно, должен быть умеренным, о чём мы ещё поговорим, свв. отцы говорят, что не должно быть крайностей: «рьяное пощение, а потом и рьяное разговление». В человеке всегда должна быть умеренность во всем.

Третий признак – это обильные мечтания и сновидения о пище. Мечтания, сами по себе, подкармливаются чревообъядением, одно дело, когда человек грезит от недоедания, как во время голода или блокады, он лишен пищи – это естественно, но совершенно другое в нормальной ситуации – это верный признак того, что он болен чревоугодием.

Следующий признак – это любовь к изысканной пищи. Когда человек стремится приготовить или купить не простую, а изысканную пищу. Свв. отцы говорят, что чревоугодие – изобретатель приправ, новых блюд, которые возбуждают в нас аппетит и желание. Однажды я был в гостях у своего знакомого повара, и у меня сложилось такое впечатление, что я на пиршестве, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», – «почки заячьи крученые» и все такое прочее. Она все уговаривала меня попробовать то или иное блюдо, описывая его вкусовые качества, подобно философу, но мой желудок был уже сыт после 3 блюда, а на столе было ещё ни мало яств. Возможно, это профессиональное, но христианин должен относиться к пище проще, намного проще, несмотря на профессию.

Последний признак – много попечение о столах. И таких людей в истории было много, они не оправдывались своим положением в обществе, а питались скромно, что приносило им великую пользу.

У страсти чревоугодия есть характерная черта – она очень сильно влияет на жизнь человека.

Первое, на что она влияет, – это тело человека, на его организм. «Прежде всего, – говорит Прп. Ефрем Сирин, – чревоугодие поражает в теле человека его пищеварение».

Поскольку избыток пищи в организме человека приводит к напряжению всех внутренних сил и нарушению пищеварения. Что касается духовной стороны вопроса, то человек начинает впадать в плотские страсти. Потому что соки, которые дала пища, принятая в чрезмерном количестве, начинают в человеке бродить и выплёскиваться. Свв. отцы прямо говорят, что избыток пищи порождает блудные помыслы.

Следующее, на что влияет страсть чревоугодия, – это уклонение и неприятие

Человек пытается разнообразить свой рацион, начинает с малого, с майонеза, например, потом переходит на все более изысканные блюда, получая от этого радость, а от воспоминания о гречневой каше – его тошнит.

Если бы не желудок, у человека не было бы ограничения, т.к. гортань наша – она действительно ненасытима. Многие из нас считают себя настоящими христианами, но грех чревоугодия делает из нас настоящих язычников. И это действительно так. Посмотрите на человека, который только пришел в храм: он молится, постится, радуется жизни, а со временем все это проходит и он начинает влачить жалкое существование и возвращается к прежнему образу жизни. Чем мы отличаемся от других людей, не тем, что лоб крестим иногда, в храм ходим? Ну, а остальное, также подло поступаем, да так, что и не каждый мирской так поступит. Все это происходит от чревоугодия. Человек, который пресыщается, он в своем теле аккумулирует весь этот заряд для всех этих страшных грехов, т.е. возвращение на свою собственную, блевотину.

Правило мы выбираем, иначе мы его не можем прочитать, от чревоугодия у нас мозги заплыли. Ум не может пробиться через это. У нас нет молитвы, потому что мы не очищаем себя, и кто говорит, что христианство не аскетичная религия – тот лжёт! Потому что христианство – это ношение креста, это путь к совершенству, которым был и есть Христос. Потому что если бы не путь к совершенству, тогда в принципе жертва Христова была бы не полная. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» – это возможно только в Церкви, и к совершенству мы должны стремиться. Как говорит Свт. Григорий Богослов, хотя он говорит о священниках, но в принципе это касается всех христиан: «Служение священнослужителя – служение небесное». Это то, что не принадлежит этому миру и все христиане, в принципе, всей своей жизнью должны показывать, что мы живем здесь как странники.

Прямым следствием этой страсти является нарушение здоровья, болезни, особенно желудочно – кишечного тракта. Яркий тому пример – заболевание поджелудочной железы, есть такое выражение: «поджелудочная железа голод любит». А заменить её нельзя, повреждения этой железы влекут за собой летальный исход, многие умирали от этого.

Питание – есть правильное и неправильное. Правильное питание, на данном этапе своей жизни, могу сказать, что это диета, т.е. то, что ел Адам до грехопадения. Это морковь, сваренная в воде, т.е. пища, которая не приносит ни какого удовлетворения гортани – это целый крест, это целая проблема для православных людей, кто вынужден сидеть на диете. Такая пища невкусная, но она удовлетворяет потребности нашего организма.

Конечно, обжаренная морковь вкуснее, но она и вреднее, нежели отварная. Почему диета это правильное питание? Все просто – она позволяет человеку не отягощать свой желудок, позволяет ему держать себя в некоторой бодрости. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник: «Когда мы урезаем количество пищи, когда мы урезаем качество пищи, то по естеству начинаем поститься». Легкой пищей человек научает себя посту, очищается от чревоугодия.

Что касается количества пищи, оно должно быть всегда умеренным, всегда, как говорит Прп. Нил Синайский: «в усеченном виде». О качестве пищи. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о том, что, помимо количества, важно и качество принимаемой пищи, как пример – мясо. Если мы вкушаем мясо, то предпочтительно нежирные сорта, например, древние христиане вкушали рыбу в пост, но под рыбой подразумевалась отнюдь не семга или форель, а употреблялась рыба с меньшим количеством жира.

Каждый человек должен сам определять, сколько раз в день он будет есть, всё зависит от организма, от сил, от здоровья. И, что самое важное, пища должна быть простой. Я, вот недавно, был на приеме у врача –аллерголога, она прямо сказала, что «реклама – это геноцид русского народа». Все продукты, которые рекламируют по телевидению, – это смерть. Многие заболевания у современного человека – это результат химии, которая содержится в продуктах, которые мы едим каждый день.

Влияние страсти чревоугодия на душу человека

Прежде всего, чревоугодие – это мать, питательница и глава всех пороков. Это есть фундамент, на котором все пороки человеческие вскармливаются, питаются, возрастают и находятся под её покровительством. Без чревоугодия ни одна из страстей не может укорениться в человеке. Она обязательно стоит во главе всех пороков. Подвизаясь против чревоугодия, мы ослабляем и другие страсти. Но без чревоугодия, как сказал один из свв. отцов: пытаться победить другую страсть невозможно, это равносильно тому, что ты будешь сражаться с противником в темноте, т.к. чревоугодие их будет постоянно подпитывать.

Чревоугодие разжигает различные похоти, сластолюбие в человеке. Рождается возношение сердца, надменность, срамные сновидения, косность чувств, черствость души, забвение. Когда человек сыт, то «сытый голодному не товарищ», он ведет себя очень нагло, позорно и вызывающе. Так оно вызывает такое явление как – дебелость сердца. Т.е. окаменение сердца, оно становится неподвижным на добродетель, оно вроде бы стучит, работает, но в духовном плане оно мертвое. Оно более не способно воспринимать в себя Божию благодать.

Чревоугодие подрывает силы человеческой души и что очень важно, делает душу «плотской»

Влияние на дух человека.

Хотя дух и ум – это приблизительно одно и то же, хотелось бы сделать небольшое разграничение:

  1. «Чревобесие – есть прогнание Св. Духа от человека»,

  2. Чревоугодие прогоняет молитву. Человек становится совершенно, неспособен к молитве. Многие думают, что молитва – это удел монахов, а нам достаточно и добрых дел, мы еле-еле правило вычитываем. Видите, как прочно уже сидит это в нас, мы уже даже не замечаем, что это «плотское мудрование».

  3. Чревоугодие лишает человека пламенности и ревности о Боге, т.е. дух человека затухает и становится «теплохладным», т.е. мертвым, безразличным к своему спасению. Это самое страшное и опасное состояние человека.

Общее влияние чревоугодия на человека:

  1. Чревоугодие губит и истребляет в человеке всё доброе – оно не оставляет в человеке ни крупицы добра.

  2. Чревоугодие делает человека – идолопоклонником. Свт. Василий Великий говорит: «Кто раб своему чреву – тот молится своему идолу». И как сказал Ап. Павел: «Бог их чрево». Все, кто не борется со своим чревом, – христиане только внешне, а внутри язычники.

  3. Чревоугодие лишает человека чистоты и непорочности.

  4. Чревоугодие сокрушает твердость добродетели, т.е. мы не можем устоять в добродетели, если подвержены этой страсти, она обязательно сокрушится. Помните пример с Прп. Иоанном Лествичником, как только он слышал звон колокола на трапезной, то бросал плач и бежал на обед.

Благодаря чревоугодию из веры Господа нашего Иисуса Христа, православие превратилось в религию. Мы превратили необъятное и непостижимое Божество в минимум: минимум поста, молитв, благочестия, минимум всего, через что мы должны восходить к Богу. Мы стали приходить в храм, чтобы исполнить то, что положено, и идем со спокойной совестью домой – это и есть религия, но отнюдь не вера. И, что самое ужасное, всех нас это вполне устраивает, за редким исключением. По-настоящему верующих людей – мало. В основном все люди религиозные. Почему многие переходят в ислам? Истинно верующий человек ничего не найдет в исламе, т.к. это начало, ислам – это вера Авраама. Это, то, с чего началось христианство. Но «языческие христиане», безусловно, находят для себя много нового в исламе, потому что они православие не постигли, но уже разочаровались в нем. Христианство призывает нас к совершенству, а мы к нему не стремимся, хотя все должны, т.к. это заповедь.

Сейчас бы я хотел вам привести схему пороков, которые происходят от греха чревообъядения, по учению о страстях Прп. Иоанна Лествичника. Конечно, это все условно, и они не отображают всей картины, т.к. никакой таблицы здесь не хватит, чтобы отобразить все пороки, которые происходят от этой страсти.

Прежде всего, это блуд, мирское или плотское мудрование, сластолюбие, нечувственность, окаменение сердца или жестокосердие, ложное благочестие, отчаяние, смехотворство, смех безвременный, многоглаголание, прекословие, высокомерие, хвастовство, непослушание, кощунство и, как его вид, острословие, дерзость, леность, жестоковыйность, миролюбие и человекоугодие, от которого происходят весьма пагубные деяния в нашей с вами жизни – это подлость, коварство, интриги и клевета.

Итак, чревоугодие – это глава и питательница всех страстей, оно одурманивает человека и делает, фактически, животным, т.е. человек «скотоподобится». И поэтому все свои усилия христианин должен бросить на существенное ограничения этой страсти, чтобы Христос мог снять покрывало плотского мудрования с очей нашей души. Для этого необходима духовная борьба.

Всякое духовное делание сегодня должно сопровождаться чтением святоотеческих трудов, обязательно. Для тех, кто философски образован, такие отцы, как Блж. Августин, люди без богословского образования могут спокойно читать Свт. Феофана Затворника или Свт. Игнатия Брянчанинова. Они писали именно для простых людей. Это необходимо, т.к. творения свв. отцов для нас играют решающую роль, для того чтобы делать коррекцию наших мозгов, потому что это заставляет нас переосмыслить нашу жизненную позицию по многим вещам. Конечно, это необходимо для того, чтобы укорениться в добродетели, чтобы приобрести некоторую привычку в ней. Кто хочет жить верою, духовной жизнью, нужно читать свв. отцов, которые писали о духовной жизни. Без этого спастись просто невозможно, т.к. без этих наставлений мы с вами и понять-то не сможем, куда нам двигаться, чтобы достичь совершенства.

Итак, что необходимо предпринять, чтобы одолеть в себе эту пагубную страсть чревоугодия:

  1. Вкушать в меру. Но кто может сказать, что такое мера употребления пищи? Ведь у каждого мера своя. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что: «Первый признак ограничения пищи – нужно вставать из-за стола, когда ещё хочется есть». Это такой телесно – душевный признак. Конечно, это тяжело сразу так кардинально изменить своим привычкам. Однако нужно начинать понемногу, не нужно наедаться до «горлышка», откажите себе в лишних двух – трех ложках, и это уже отличное начало.

  2. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что: «Когда встаешь из – за стола, надо, чтобы хотелось молиться». Т.е. чтобы пища не отягощала не только наше тело, но и нашу душу. Чтобы вместо сонливости мы ощущали в себе бодрость и желание пойти и прочитать вечернее правило, например. Помните духовное завещание Свт. Митрофана Воронежского: «Мало яждь, воздержно пей и здрав будешь». В этом и есть секрет долголетия и здоровья человека, т.к. от переедания, от непрестанной работы желудка, человек болеет и страдает безмерно.

  3. «Вкушение ради пользы естества» –когда человек должен есть не ради удовольствия или развлечения, но только ради пользы.

    Принятие простой пищи, исключайте всю химию в нашей пище, консерванты и т.д. Далее это принятие однородной и совместимой пищи. Ещё древние философы, такие, как Сенека, писали о вреде салатов, где собраны несовместимые продукты. Конечно, некоторые свв. отцы совмещали такие продукты: в суп кисель добавляли и т.д. Но это делалось, чтобы убить в себе гортанобесие. Это очень трудно, потому что мы все сегодня питаемся неправильно. Это целая война против чрева, но это необходимо.

  4. Исключение жирной пищи и мяса. Например, мясо говядины ничем не хуже свинины, но она менее жирная. Конечно, никто не говорит об исключении любого мяса из нашего рациона, оно необходимо, но нужно исключить жирные сорта.

  5. Исключение лакомой пищи. Без этого невозможно достичь каких-либо результатов в борьбе против чревоугодия и оживить свой ум.

  6. Вкушение в определенные часы – это необходимо для дисциплины и порядка, а также, чтобы дать нашему желудку отдых. Вот Прп. Сергий Радонежский тоже ведь работал, он занимался очень тяжелым физическим трудом, и ему вполне хватало сил, при его довольно ограниченном рационе. Распорядок должен быть согласован с духовником, учитывая ваше здоровье. Также это поможет вам избежать такого явления как – сытость. Нельзя постоянно что-то есть, дайте отдохнуть вашему желудку.

  7. Не будьте слишком разборчивы, привередливы в еде.

  8. Принимать пищу нужно с духовными размышлениями, как говорил Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Пищу нужно принимать не без сердечной скорби». Свв. отцы, достигая духовного совершенства, уже отягощались этой необходимостью нашего бренного тела, т.к. телесная пища для души была уже не нужна. Она как бы приземляла, обременяла их дух, приводя их ко смирению, осознанию своего несовершенства. Это также помогало им сдерживать себя от переедания.

  9. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Поститесь так, как будто вам жить ещё 100 лет». Свт. Василий Великий говорил, что если вы хотите служить Богу, вы должны свое тело беречь. Т.е. воздерживайтесь от чревоугодия, но питайте тело, чтобы оно прожило ещё 100 лет. Т. е. без крайностей. Как говорит Климент Александрийский: «Тело – это орудие добродетелей», только через тело мы можем украсить нашу душу добродетелями.

  10. По словам Прав. Иоанна Кронштадтского, вкушать пищу нужно с благодарностью Богу, всегда помнить о Его милостях к нам.

  11. Пост и воздержание. Он должен быть умеренным и постоянным: не давать себе послаблений ни в телесном, ни в духовном плане. Это касается, например, такого известного нам всем продукта, как – водка. Хоть это и постный продукт, но во время поста его нельзя употреблять. Умеренный и постоянный пост, в отличие от сухоядения или, как некоторые, не едят и не пьют в первую седмицу Великого поста, заставляет человека прохладно относиться к пище, он становится менее требователен к ней. Пост и воздержание воспитывают в нас мужество, терпение и благоразумие. Как сказал один из свв. отцов: «Воздержание – это нерв терпения».

  12. Прп. Иоанн Лествичник говорит, что: «Чревоугодие можно осаждать памятью о смерти, плачем о грехах и памятью о вечном огне». Это помогает человеку возвратиться из плотского состояния в духовное, оно как бы отрезвляет нас.

  13. И последнее, но не по важности – это покаяние. Согрешил, иди, покайся и начни заново, не поддавайся этой страсти, борись с ней.

    Это трудно, очень трудно, чрево никто не победил, но с Божьей помощью его можно обуздать. К чему должен стремиться каждый христианин.

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

Грех чревоугодия

Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

  • чрезмерное принятие пищи;
  • упивание вином и другими спиртными напитками;
  • принятие пищи втайне;
  • несоблюдение воздержания во время постов;
  • сладкоедение в больших количествах.

К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

  1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
  2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

Чревоугодничество сопровождают:

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

    Чем опасно переедание

  3. Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.

Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

Молитвы в помощь страждущему:

  • Молитва Матроне Московской для похудения
  • Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

Последствия угождения чреву

  1. Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
  2. Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
  3. Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
  4. Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.

Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.

Как избавится от греха чревоугодничества

В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

Постная пища

Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

Читайте о постах:

  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Петров пост

Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

  • ленью;
  • унынием;
  • злословием;
  • клеветой;
  • ленностью;
  • гневом;
  • многословием.

Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

Молитвы перед вкушением пищи

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитвы после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Против чревоугодия

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

Против лености

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов. Молитвы перед едой

Маленькие советы от святых отцов

Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

Тайная молитва для неумеренных в питании

(читается устно после молитвы на принятие пищи)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.

Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное — принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы. Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

О чревоугодии

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *