Транспортировка пострадавших при переломах

Перелом позвоночника — это тяжелая травма опорно-двигательного аппарата. Она возникает при сильном механическом воздействии, вызванным ударом, падением и т.д. Правильная транспортировка при переломе позвоночника — главная составляющая лечения больного в последующем.

Характерные признаки травмы

Травмы по тяжести различаются на переломы с повреждением и без повреждения спинного мозга. Симптомами перелома позвоночника являются:

  1. Боль — носит постоянный характер, в зависимости от области травмы иррадиирует в верхние или нижние конечности, в живот.
  2. Гематома или отек на травмируемом участке.
  3. Различные деформации позвоночника.
  4. Выпячивание остистых отростков или увеличение промежутка между ними.
  5. Потеря чувствительности.
  6. Снижение или отсутствие двигательных рефлексов.
  7. Изменение тонуса мышц спины.

Первая помощь

Перелом позвоночника считается одной из самых тяжелых травм. Правильные действия людей, находящихся рядом с пострадавшим, существенно повышают его шансы на выживание. Нужно незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь. Рекомендуется оценить общее положение пострадавшего (человек может находиться без сознания или в шоковом состоянии) и информировать о нем врачей.

При отсутствии дыхания и пульса требуется провести непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Кроме того, жизненно важно удерживать голову пострадавшего в горизонтальном положении. Для этих целей из подручных средств обеспечивается закрепление головы и шеи в воротнике–фиксаторе.

Определить точный характер повреждений на месте практически невозможно, поэтому рекомендуется зафиксировать и полностью обездвижить все тело пострадавшего. Для этого на широкой доске или столешнице осторожно фиксируется корпус больного в грудном, поясничном отделе, в области голеностопных суставов, стоп и кистей. Поверхность используемых подручных средств для фиксации пострадавшего должна быть гладкой и жесткой.

Укладывать человека на такую спинную доску нужно строго горизонтально, поэтому требуется помощь 4–6 человек. Важно, что доска для фиксации подсовывается под пострадавшего, его самого нести куда-либо не рекомендуется. Если существует наружное кровотечение, с помощью повязки нужно его остановить. Для поддержки нормальной температуры тела рекомендуется укрыть человека одеялом.

Важно проследить, чтобы дыхательные пути пострадавшего были свободны. Если на нем защитный шлем, снимать его можно только в том случае, если человек не дышит.

Правила транспортировки пострадавшего

При перевозке человека с переломом позвоночника существуют строгие транспортные правила. Если произошел перелом шейного отдела, то транспортировка осуществляется с жесткой фиксацией шеи. Все время осуществляется контроль дыхательных путей во избежание западания языка и аспирации рвотных масс.

При переломах грудного или поясничного отдела иммобилизация не требует такой жесткой фиксации.

Виды носилок для пострадавших делятся на мягкие и жесткие. В зависимости от модели носилок больного транспортируют в положении лежа на животе или на спине.

Если потерпевшего перемещают на жестких носилках или доске, то он находится на спине с фиксацией положения тела бинтами или подручными средствами. При транспортировке на мягких носилках, допускается положение на животе.

Многие машины скорой помощи оснащены специальными надувными матрасами для перевозки пациентов с такими видами травм. Если используется такой матрас, человека укладывают на него, затем матрас накачивают воздухом, чтобы он принял форму тела, надежно фиксируя положение корпуса. Во время движения машины скорой помощи осуществляется необходимая симптоматическая терапия.

Возможные ошибки при иммобилизации

Потеря времени, неквалифицированный или нарушенный алгоритм действий при транспортировке человека с переломом позвоночника приводит к осложнениям и даже к летальному исходу.

Ошибочными действиям при транспортировке пострадавшего являются:

  1. Неправильная фиксация шеи пострадавшего, запрокидывание головы.
  2. Перенос больного за руки и за ноги.
  3. Попытка орального введения обезболивающих средств человеку, находящемуся без сознания.
  4. Неправильная фиксация корпуса больного.
  5. Выполнение иммобилизации одним человеком.
  6. Слишком жесткая фиксирующая повязка, сдавливающая органы дыхания.
  7. Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим, находящимся в бессознательном положении.
  8. Попытка напоить человека водой.
  9. Транспортировка больного в сидячем или стоячем положении.
  10. Транспортировка пострадавшего с переломом грудного отдела в положении лежа на животе.

При травмах позвоночника требуется в максимально короткий срок доставить человека в лечебное учреждение, но при этом транспортировку следует производить с соблюдением всех основных правил.

Транспортировка пострадавших

При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным.

Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:

  • Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
  • Нет возможности приехать скорой помощи.

Всего выделяют три вида транспортировки:

  1. Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
  2. Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
  3. Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.

В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.

Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она.

Подготовка к транспортировке пострадавших

Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:

  • Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
  • Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.

Общие правила перемещения пострадавших

Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:

  1. При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
  2. Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
  3. При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
  4. Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
  5. Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.

Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния

Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях.

  • Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
    а) приступов рвоты;
    б) нахождения в бессознательном состоянии;
    в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер);
  • Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях:
    а) травмы шеи;
    б) травмы грудной клетки;
    в) переломы ключицы, рук;
  • Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
    а) травмы брюшной полости;
    б) подозрение на внутреннее кровотечение;
    в) наличие большой кровопотери;
  • Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
    а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
    б) при переломе костей таза или подозрении на него.

При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ.

Важнейшей задачей первой помощи является организация скорейшей и пра­вильной транспортировки (доставки) больного или постра­давшего в лечебное учреждение. Транспортировка должна быть быстрой, безопасной, щадящей. Необходимо помнить, что причинение боли во время транспортировки способ­ствует развитию осложнений: нарушению деятельности сердца, легких, шока.
Выбор способа тран­спортировки зависит от состояния по­страдавшего, характера травмы или за­болевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую по­мощь.

В городах и крупных населенных пунктах транспор­тировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыль­ного, милицейский пост и т. д.) высылает на место про­исшествия специально оборудованную санитарную маши­ну. Это, как правило, легковой автомобиль или микроав­тобус, в котором имеются места для сидения и место для носилок. Носилки легко выдвигаются через люк в задней части кузова. Их устанавливают на выдвигающуюся ка­ретку, которая снабжена роликами, обеспечивающими легкое скольжение ее по направляющим рельсам, и спе­циальными рессорами для уменьшения тряски.

На станциях скорой помощи имеются и другие сани­тарные машины — специально оборудованные автобусы. Транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах. В тех случаях, когда невозможно вызвать машину скорой помощи или таковой нет, транспортировку осу­ществляют при помощи любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, вьючные конные носилки, нарты, водный транспорт и т. д.).

При отсутствии какого-либо транспорта следует осу­ществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.

Медицинские носилки обеспечивают наи­более спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Пере­носку на носилках могут осуществить 2—4 человека.

Положение больного на носилках определяется харак­тером повреждения или заболевания. Прежде чем уложить больного, следует при помощи подушки, одеяла, одежды и т. п. придать поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения. Укладывание на носилки осуществляют сле­дующим образом. Носилки устанавливают рядом с постра­давшим со стороны повреждения (при травме позвоноч­ника с любой удобной стороны). Два — три человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно под­водят руки под пострадавшего и одновременно припод­нимают его. В этот момент третий или четвертый человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, а поднимающие осторожно укладывают его на носилки, особенно щадя поврежденную часть тела. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего можно подве­сти со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.
Переноска на носилках должна осуществляться с вы­полнением ряда правил. При передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед. Если больной находится в очень тяжелом состоянии (бессоз­нательное состояние, большая кровопотеря и т. д.), то его надо нести вперед головой. Это необходимо для того, чтобы носильщик, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекра­тив транспортировку, оказать помощь. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, по возможности избегая неровных поверхностей. Более высокий носильщик должен нести ножной конец носилок.

При подъеме в гору, по лестнице больного надо нести головой вперед, а при спуске — головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме лучше нести вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны все время быть в горизонтальном положении. Это легко достигается следующими простыми приемами. При подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди.

Переноска больных на большие расстояния значитель­но облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.
Носилочная лямка — это брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имею­щий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Для переноса носилок из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук.
Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, — на уровне кистей опу­щенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямки, идущий сзади — сзади лямок.
При отсутствии специальных носилок их можно из­готовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок и др.). Такие импровизированные носилки обязательно должны быть прочными, способными выдержать тяжесть тела.
При переноске на жестких импровизированных носилках под больного необ­ходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава и т. д.). Носилочную лямку можно сделать из 2—3 рем­ней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой ве­ревки и др.
Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках.
Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече. Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на не­большие расстояния. На руках значительно легче перено­сить двум носильщикам. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук. Значительно облег­чает переноску на руках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Помогающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении постра­давший свободной рукой может опираться на палку.

При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна тран­спортировка волоком на импровизированной лодочке-волокуше — на брезенте и плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях ока­зывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.

Положение пострадавшего (заболевшего) при транс­портировке.

Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в оп­ределенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейше­му выздоровлению.
Следовательно, правильная ук­ладка пострадавшего на время транс­портировки — наиболее важный момент первой помощи.
Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коле­нями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении. В положении лежа на спине транспортируют постра­давших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, перело­мами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, зна­чительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургически­ми заболеваниями и повреждениями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная яз­ва и т. д.
Пострадавших и больных, находящихся в бессозна­тельном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфик­сии. Значительную часть больных можно транспортиро­вать в положении сидя, а некоторых только в сидячее или полусидячем положении.

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение почти при всех видах трав­мы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений.
Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоя­нии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами макси­мально щадил психику больного, укреплял в нем уверен­ность в благополучном исходе заболевания.
Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.

Массовые травмы возникают при землетрясе­ниях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, по­жарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.
Порядок оказания ее должен быть следующим: вначале помощь оказывают задыхающимся, затем раненым с проникаю­щими ранениями грудной и брюшной полостей, далее — раненым со значительным кровотечением из ран, потом пострадавшим, находящимся в бессознательном или шо­ковом состоянии, затем пострадавшим со значительными переломами и в последнюю очередь — лицам с мелкими ранениями и переломами.
Пострадавших распределяют на группы по последовательности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.

  • В группу подлежащих транспортировке в первую очередь входят: раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессозна­тельном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.
  • Группа второй очереди: пострадавшие с закры­тыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.
  • Группа третьи очереди: раненые с незначитель­ными кровотечениями, переломами мелких костей, уши­бами.
  • В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позво­ляют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).

Транспортировкой больных с переломом позвоночного столба должны заниматься бригады экстренной медицинской помощи. Важным аспектом оказания помощи является максимальное ограничение движений потерпевшего. В случае наличия травмы позвоночника любое движение может привести к повреждению спинного мозга и близлежащих структур. Перекладывать больного с переломом позвоночника можно лишь один раз, второй раз допускается только в постель с операционного стола.

При переломе шейного отдела провести грамотную транспортировку пострадавшего помогут специальные приспособления: шина Еланского, воротник Шанца, шина Крамера или изделие Бабиченко. Допустимо использование подручных материалов. При травме в области грудного или поясничного отделов возможна транспортировка в положении лежа на животе или на спине. Фиксация тела должна быть прочной, но не мешать нормальному кровотоку или дыханию.

Общие правила

Правила транспортировки при переломах очень разнообразны, но есть основные, которыми нельзя пренебрегать.

  • Перед началом перемещения больного нужно убедиться, что спасателям ничто не угрожает.
  • Осуществлять транспортировку пострадавшего должны минимум три человека. Лучшим вариантом является пять человек.
  • Перекладывать пострадавшего на носилки нужно в один момент.
  • Перемещать пациента необходимо минимальное количество раз.
  • Ось позвоночника и конечности должны находиться на одной линии.
  • Если используются твердые носилки, пострадавшего кладут на спину, если носилки мягкие на живот.
  • При отсутствии спинных досок можно использовать двери, щиты или любое другое приспособление с ровной твердой поверхностью.

Больше информации об первой помощи при переломе позвоночника.

Транспортировка при разных видах переломов позвоночника

Иммобилизация при переломе позвоночника проводится при помощи специального медицинского оборудования, только в экстренных случаях можно обойтись подручными средствами.

Вам обязательно понадобятся помощники, данное действие не относится к типу манипуляций, которые могут быть проведены в одиночку. Транспортировка при переломе шейного, грудного или поясничного отдела позвоночника имеет свои особенности.

Транспортировка больного с переломом шейного отдела позвоночника происходит при помощи специальных приспособлений.

  • Шина Бабиченко. Принцип её работы состоит в вытяжении за голову при помощи Глиссоновой петли с обязательным противоупором в области дельтовидных мышц или надплечья.
  • Шина Еланского. Деревянная конструкция, состоящая из двух одинаковых половин, напоминающих очертания головы и шеи. Конструкция накладывается под спину и шею. Предварительно под затылочную область размещают ватно-марлевую подушку или одежду. Ниже затылка размещается комок из ваты. После этого шину фиксируют бинтом. Все манипуляции делаются исключительно в лежачем положении пациента.
  • Воротник Шанца используют для фиксации шейного отдела позвоночника. Воротник заводят под шею и фиксируют специальными липучками спереди.
  • Шина Крамера (лестничная шина). Для фиксации используют две шины длиной по 120 см каждая. Первая моделирует форму головы и плеч. При помощи второй производят моделирование от лобной кости к грудному отделу позвоночника. После этого между шинами устанавливаются валики, в конце производят фиксацию при помощи бинта.
  • В редких случаях можно использовать самодельные приспособления из картона или широкого слоя ваты с бинтом.

Среди травм позвоночника перелом шейного отдела – самый сложный и опасный для жизни пациента. Каким бы ни было состояние больного, транспортировка пострадавшего без иммобилизации шейных позвонков категорически запрещается.

При наличии щита или спинной доски транспортная иммобилизация пострадавшего при переломе шейного отдела должна осуществляться на спине. При переломе поясничного и грудного отдела возможна транспортировка на животе. Как только вы определите, что пострадавшему нужно произвести иммобилизацию позвоночника, вы должны наложить шейный фиксатор.

После того, как пострадавшему произвели фиксацию шейного отдела, следует уложить спинную доску, щит или двери рядом с пациентом. При перемещении больного спасатель, который удерживает голову, должен руководить транспортировкой пациента. Другие спасатели должны стать со стороны пациента, противоположной спинной доске. Медицинские работники заводят руки под плечи, бедра и колени пациента.

По команде руководителя группы пострадавшего укладывают на бок, противоположный спинной доске, таким образом, чтобы позвонки оставались на одной линии. Далее необходимо пододвинуть доску под больного и ровно расположить его на ней. Используя косыночные повязки, лямки или ремни, необходимо зафиксировать пострадавшего. Фиксация должна быть крепкой, но в то же время важно сохранять приток крови и не препятствовать дыханию пациента. Вокруг головы укладываются свернутые в рулоны одеяла. Фиксацию проводят через такие участки тела, как:

  • лоб,
  • живот,
  • таз,
  • бедра,
  • колени,
  • голени.

После финальной фиксации нужно произвести повторную проверку состояния здоровья пациента:

  • проверить дыхание,
  • посчитать пульс,
  • оценить уровень сознания.

Поднимать носилки или спинную деверь требуется осторожно при помощи мышц ног, а не мышц спины. Поднимать пациента нужно по команде руководителя и удерживать на одном уровне. Транспортируются потерпевшие с переломом грудного и поясничного отдела позвоночника только специально оборудованными машинами экстренной медицинской помощи. На протяжении всего пути больному оказывают медицинскую помощь, снимают болевой и воспалительный синдром.

Транспортировка больного с травмой позвоночника. Справка

Поднимать больного и перекладывать на носилки необходимо сразу, в один прием, при помощи трех-пяти человек, обязательно поддерживая голову (особенно при травме в шейном отделе). Нежелательно повторное, тем более многократное перекладывание пострадавшего. Идеалом в практической деятельности скорой помощи должно быть правило: больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола.

При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита лучше транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита — в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Хорошей иммобилизующей способностью при травме позвоночника и спинного мозга обладает специальный матрас-носилки, изготовленный из плотной прорезиненной ткани и заполненный мелкими гранулами из пенополистирола. Тело пострадавшего погружается в матрац, и при создании вакуума в матраце последний приобретает деревянистую плотность, повторяя рельеф тела. Наибольшие трудности встречаются при необходимости иммобилизации шейного отдела позвоночника. Применяемые для этого различного рода проволочные и деревянные шины, гипсовые лонгеты не обеспечивают достаточной иммобилизации, а иногда в момент их наложения происходят повторное смещение костных отломков позвонков и дополнительная травма спинного мозга.

При повреждении шейного отдела позвоночника наиболее эффективна иммобилизация при помощи так называемой транспортной шины Бабиченко

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *