За оскорбление учителя

Что делать если учитель оскорбляет ученика

Зачастую школьники приходят к родителям с жалобой на своих учителей. Преподаватели, по словам учеников, позволяют себе кричать на подопечных или даже унижать их. Имеет ли право учитель оскорблять ученика и как регулируется данный вопрос в российском законодательстве?

Правовая сторона аспекта

Даже не прибегая к чтению законов, любой здравомыслящий человек понимает, что учитель ни в коем случае не должен унижать своих учеников и оказывать на них давление. Тем не менее, в нашем законодательстве подробно прописано, какие права имеет ребенок во время пребывания в школе.

Данный вопрос регулируется Федеральным Законом «Об образовании в РФ». А именно в 34 статье указано, что все участники учебного процесса должны уважать достоинства ученика. Также статья подразумевает, что ребенок должен быть защищен от любых форм насилия: психологического, физического, эмоционального и так далее. Школьник не должен подвергаться оскорблениям и имеет право на защиту жизни и здоровья.

Другая статья закона об образовании прямо говорит об обязанностях учителя. Каждый педагог обязан придерживаться нравственных, этических, а главное – правовых норм.

Кроме того, учитель обязан проявлять к ученикам уважение, не допускать оскорбления их чести и достоинства, соблюдать все правила профессиональной этики, а также следить за тем, чтобы ученики не применяли каких-либо способов унижения в отношении друг друга. Соответственно, ни о каком словесном, а тем более телесном, наказании не может быть и речи.

Если ученик повел себя неправильно, нарушил какое-либо правило учебного заведения, недобросовестно относится к учебному процессу или же в чем-то не удовлетворяет требованиям учителя, педагог имеет право пригласить в школу родителей ученика, чтобы провести в их присутствии, а также в присутствии директора школы, воспитательную беседу.

Лучшим решением со стороны преподавателя будет разъяснить ситуацию родителям и предоставить им возможность самостоятельно повлиять на ребенка. В любом случае, никакой «самодеятельности» в данном вопросе учитель проявлять не должен.

Ребенок пожаловался на оскорбления со стороны учителя

Если учитель оскорбляет ученика, что делать родителям, чтобы это пресечь?

Прежде всего необходимо поговорить с ребенком и выяснить все подробности, описываемых им унижений.

Стоит понимать, что иногда ребенок может преувеличить или даже соврать, если ему просто не нравится сама учебная дисциплина или у него хромает успеваемость. Однако ни в коем случае не нужно давить на ребенка.

Главное – получить от него честный ответ.

После выяснения обстоятельств родителям стоит навестить руководителя учебного заведения и в его присутствии поговорить с преподавателем, на которого пожаловался ребенок.

Не лишним будет и составить письменное обращение, в котором нужно подробно описать сложившуюся ситуацию, а также разъяснить, в чем были нарушены права школьника. Ответом на ваше заявление, при подтверждении совершенных деяний, должно стать понесение учителем дисциплинарной ответственности.

В случае если администрация школы отказывается решать данную проблему или решение руководителя не удовлетворяет родителей, можно обратиться с жалобой в вышестоящие органы, а именно в Районный отдел народного образования (Управление народного образования, РОНО), где также предоставить заявление о том, что учитель унижает ученика.

В обращении оставьте пометку, что вам было отказано в разрешении конфликта на уровне школы. Если и это не помогло – можно идти в прокуратуру. Однако такая мера считается крайней, поскольку обычно конфликт удается разрешить на ранней стадии.

Доказываем факт оскорбления

Если дело все же дошло до прокуратуры, родителям необходимо составить специальное заявление, подобное тому, что было подано директору школы. Желательно приложить копию данного обращения.

Кроме того, к обращению нужно приложить показания других учеников и их родителей с подписями, если таковые имеются. Стоит помнить, что опрос учеников может осуществляться только в присутствии их родителей или законных представителей, а также школьного психолога. Хорошим доказательством может послужить и запись оскорблений, исходящих от учителя, на аудио- или видео-носители.

В более серьезной ситуации, если к ребенку было применено физическое насилие – педагог ударил или толкнул ученика – необходимо снять побои и представить соответствующие документы прокурору.

На основании предоставленных доказательств, прокуратура решает, открывать административное дело или нет. Если дело возбуждено, прокурор начинает расследование, срок которого не должен превышать одного месяца. Соответственно, по итогам расследования прокуратура передает дело в суд, где решается судьба преподавателя.

Читайте какая ответственность по статье за избиение несовершеннолетних детей.

А о том, как получить лицензию на кремацию животных.

Ответственность за оскорбление ученика

Регулирует наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка статья 5.61 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Согласно ей, физическое лицо должно уплатить штраф на сумму до 3 тысяч рублей, на лицо же, исполняющее должностные обязанности, может быть наложен штраф на сумму до 30 000 рублей.

Минимальной суммой для первой категории правонарушителей является одна тысяча рублей, для второй – десять тысяч.

Кроме того, можно потребовать возмещение морального ущерба по статье 152 Гражданского Кодекса РФ, заявив о факте нарушения права на защиту чести и достоинства.

В случае если учитель распространял об ученике ложные, порочащие его сведения, преподаватель так же может быть привлечен к наказанию по статье 128.1 УК РФ “Клевета”.

Гораздо более серьезное наказание повлечет дело с применением физического насилия. При нанесении вреда жизни и здоровью ученика учитель однозначно будет привлекаться к уголовной ответственности. В такой ситуации дело будут вести правоохранительные органы.

Таким образом, ни в коем случае не стоит игнорировать жалобы на то, что учитель унижает ребенка при классе или обзывает его. Необходимо заняться разрешением конфликта на ранней стадии, собрав необходимую информацию и проведя беседу со всеми участниками процесса.

Учитель, нарушающий права ребенка, обязательно должен понести наказание в соответствии с нюансами возникшей ситуации.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика при всем классе

Защитить ребенка от нападок со стороны учителя можно не только словом, но и правомерными действиями, обратившись с заявлением в правоохранительные органы или к опытному адвокату.

Даже не зная законов, любой взрослый человек осознает, что оскорблять и унижать ученика не имеет права ни один учитель. В законодательстве РФ четко установлены права ребенка во время пребывания в школе, что регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». Учащийся должен быть защищен от психологического давления и физической агрессии, не может подвергаться унижению и оскорблениям, а также имеет полное право на здоровую жизнь и спокойное обучение.

Кроме прав ученика, этот закон объясняет обязанности педагога, который должен придерживаться правовых норм, проявлять уважение и соблюдать правила профессиональной этики. О словесном и телесном наказании речи быть не должно даже при неправильном поведении ребенка и нарушении им правил учебного заведения.

В современных школах нарушение установленных норм встречается достаточно часто, что приводит к конфликтным ситуациям и судебным прениям. Что делать, если учитель при всем классе унижает и оскорбляет школьника, куда обращаться и какие меры предпринять? Получить ответ по конкретной ситуации можно у опытных юристов нашей компании, а также привлечь к разбирательству правоохранительные органы.

Скандал с учителем, встречные угрозы и оскорбления, а также рукоприкладство и иные «домашние» меры будут квалифицированы как нарушение законов РФ и приведут к сложным последствиям.

Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель

Кричать на ребенка, оскорблять и унижать при всем классе или в социальных сетях и по телефону не имеет права ни один учитель. Такой подход к учебному/воспитательному процессу является непедагогичным и требует определенных мер со стороны родителей и вышестоящего руководства.

Защитить ученика от нападок со стороны учителя можно несколькими способами – от официального обращения в комиссию по урегулированию споров до судебного разбирательства с возмещением морального ущерба.

Родитель может обратиться с просьбой провести дисциплинарное разбирательство, по итогам которого педагога могут уволить и привлечь к ответственности. Главное – доказать, что действия педагога были направлены на унижение/оскорбление личности школьника.

Куда жаловаться и что предпринять, если учитель обзывает и оскорбляет ребенка:

  • проблему можно решить миром, ограничившись разговором с учителем, но без угроз и повышенного тона;
  • если мировое соглашение не достигнуто, а нападки со стороны педагога продолжаются, то следует написать заявление директору школы (индивидуально или коллективно от нескольких учащихся);
  • одновременно с обращением к директору можно подать такой же документ в Комиссию по урегулированию конфликтов в учебном заведении. Чтобы жалоба не была признана заговором, лучше привлечь к разбирательству других родителей из вашего класса, имеющих претензии относительно поведения и обращения учителя с учениками;
  • крайняя мера добиться справедливости – исковое заявление в суд, прокуратуру и полицию, где не помешает поддержка опытного юриста.

Если ситуацию не удалось исправить вышеизложенными способами, то остается перевод школьника в другой класс или школу.

Заявление об оскорблении

Заявление на оскорбление ученика учителем подается в полицию, прокуратуру и директору школы. Правильно оформить документ можно по заданному шаблону или воспользовавшись помощью наших юристов. Что следует указать в заявлении об оскорблении:

  • куда/кому подается документ – номер школы, ФИО директора, наименование суда, отделение полиции, данные начальника заведения/прокурора и т.д.;
  • данные заявителя и пострадавшего;
  • суть проблемы – события, факты, сведения об оскорблении и прочее;
  • подтверждающие вину учителя доказательства – аудио/видеосъемка, свидетельские показания одноклассников и иных участников конфликта, распечатка смс сообщений или страниц из социальных сетей;
  • ссылки на закон о защите интересов ученика и требования по привлечению учителя к ответственности;
  • подпись и дата.

Если была попытка решить конфликт мирным путем, то следует приложить к заявлению копию жалобы к директору школы и сведения об устной беседе. Если есть свидетельские показания, все бумаги должны быть заверены подписями.

Обратите внимание!

Опрос детей может осуществляться только в присутствии родителей, опекунов и школьного психолога.

Если заявление передается в прокуратуру, то на основании предоставленных доказательств принимается решение о возбуждении административного дела, срок расследования которого не превышает 1 месяц. Судьба преподавателя решается судом по месту проживания истца.

В случае физического насилия, рекомендуется не затягивать с обращением в правоохранительные органы, а привлечь к делу опытного адвоката и снять побои при их наличии или подготовить неоспоримые доказательства толчка, удара, шлепка и иного действия педагога.

Какая ответственность за оскорбление ученика

Что будет учителю за оскорбление ученика, установлено ст. 5.61 КоАП РФ. Согласно данной административной нормы, за оскорбление человека предусмотрены следующие наказания:

  • за унижение чести и достоинства человека на граждан возлагается штраф до 3 тыс. руб., на должностных лиц (учитель) – до 30 тыс. руб., а на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • оскорбление в СМИ (радиоканал, телепередача, газета, интернет-портал и прочее) – штраф для граждан увеличивается до 5 тыс. руб. максимум, должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юридических – до 150 тыс. руб.

Дополнительно к административной ответственности родитель ученика имеет право потребовать возмещение морального ущерба. Сумма компенсации зависит от степени вины правонарушителя и последствий происшествия.

Если порочащие честь ребенка сведения были распространены массово, то учитель будет привлечен к ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ – клевета.

В случае физического насилия над ребенком, расследованием занимаются правоохранительные органы и простым штрафом отделаться не удастся. По данным преступлениям предусмотрено лишение свободы, снятие с занимаемых должностей и принудительные работы. В любой ситуации лучше обратиться за поддержкой к опытному юристу, который поможет собрать доказательства, избежать наговора со стороны обидчика и добиться справедливости по закону.

Исходя из законодательных норм можно установить, что игнорировать оскорбления учителей нельзя. Ученик имеет право на обучение, а педагог обязан создать для этого лояльные условия, включая защиту от нападок со стороны сверстников. Унижать, бить и обзывать школьника не может ни один педагог.

Если ваш ребенок сообщил о подобном инциденте, нельзя придумывать оправдания случившемуся даже в случае их наличия. Педагог проходит специальную подготовку и должен быть стрессоустойчив, так как его работа основана на общении с детьми разного социального уровня и воспитания. При инциденте следует обратиться к нашим юристам или попытаться решить проблему мирным путем. В любом случае все должны понести заслуженное наказания. Если оставить унижение без вмешательства со стороны родителей, то неизвестно, чем закончиться безнаказанное поведение педагога – доведение школьника до самоубийства или истязание со стороны всего класса.

«Учитель должен быть другом для ученика»

Учительский труд – одно из самых важных и благородных занятий на земле. Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. От личности педагога, его профессиональных навыков во многом зависит судьба и жизнь учеников. О том, каким должно быть образование и современная школа, рассказал победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015» ‒ учитель физики и информатики Иннокентий Малгаров.

Почему вы захотели принять участие в конкурсе?
В 2013 году был юбилей школы, где я работаю, и на ее 150-летие ректор СВФУ Евгения Михайлова подарила 50 тысяч рублей. На эти деньги мы закупили комплекты для роботехники и открыли кружок. Работа кружка оказалась эффективной, и это подстегнуло детей заниматься физикой и информатикой. А для меня это послужило неким толчком к тому, чтобы я принял участие в конкурсе учителей. В следующем году я уже поеду на российский конкурс.

В мире образования и в отношениях «школа-семья» существует вечная проблема: родители считают, что они отдают ребенка в школу и школа должна полностью заниматься им. Учителя же говорят, что в школе они дают только базовые знания, а дальше уже развивать их должны родители. А как вы считаете?
Это называется потребительское отношение к школе. Сейчас говорят, что родители – это заказчики, школа – исполнитель, а учителя – как прислуга. В действительности так не должно быть, так как образование – вещь взаимосогласованная. По новому закону образования, по которому мы сейчас работаем, родители, учителя и школьники – участники образовательного процесса. Если по старому закону родитель ни за что не отвечал, то по новому закону у родителей, как у участников процесса, есть определенные обязанности, которые он должен исполнять. Процесс образования должен происходить в симбиозе учителя, ученика и родителя.

Какие задачи стоят сейчас перед школой?
Сейчас мы работаем по новым стандартам. Со следующего года стандарты переходят уже в старшие классы. Раньше была ориентация и направленность на знания: мы должны были обучить детей каким-то определенным знаниям, навыкам. А сейчас у нас другой подход – компетентностный. Это означает, что знания и умения в общей сумме составляют компетенцию. С помощью этой компетенции ученик сможет на практике применить знания. Это называется практико-ориентированное обучение.

Был случай, когда участник международной олимпиады, химик, изобрел сильный наркотик. То есть знания пошли на разрушение. Почему такое произошло? Конечно, школа давала только определенные знания. Но у ученика не сформировались нравственные ценности, правильное отношение к жизни. Сейчас по новым стандартам мы развиваем два направления: это в первую очередь личностная составляющая и метапредметные знания. Школа должна воспитать человека, который самостоятельно может добывать себе знания и учиться непрерывно в течение всей жизни. Это человек-созидатель. Он не будет совершать зло, а будет стараться улучшить жизнь на планете с использованием приобретенных знаний, развивать общество, человеческий потенциал.

Раньше готовили человека-работника, трудягу. Он получал образование и впоследствии должен был стать каким-то винтиком в системе. А сейчас получается так, что мы воспитываем человека, который может сделать что-то новое, открыть свое дело, и самостоятельно принимать решения. Не быть винтиком, а уметь создавать инновации, быть более свободным в выборе профессии, создавать новый мир вокруг себя.

Как относитесь к общению с учениками или родителями с помощью WhatsApp? Это помогает учебному процессу или, наоборот, создает дополнительные трудности?
Современные технологии меняют нашу жизнь. От них отказываться нельзя, особенно школе. Школа должна развиваться и идти впереди планеты всей. В развитии технологической части – идти в ногу со временем. Если говорить конкретно о WhatsApp, то есть определенные «плюсы» и «минусы». «Плюсы» заключаются в том, что можно оперативно оповестить родителей об актированном дне или каких-то срочных делах. Конечно, бывают различные конфликты, ведь в текстовой форме легко друг друга обидеть. Но это говорит об уровне культуры. Здесь от учителя тоже зависит многое. Одной из наших задач является повышение культуры родителей. Конечно, это очень сложно, потому что они уже состоявшиеся люди и у них есть свое мнение.

Чтобы поддерживать порядок, я советую учителям и родителям принимать определенные правила общения в группе. Например, у нас есть правила: не принято поздравлять с добрым утром с картинками, потому что они занимают память в телефоне, не оскорблять друг друга, решать проблемы конструктивно, не общаться на посторонние темы, не закидывать рекламу, личные проблемы решать только при встрече.

WhatsApp помогает в профессиональном общении. Я создал группу в августе 2014 года «Учителя-физики», являюсь ее администратором. Вчера к нам добавился сотый участник. В нашу группу входят учителя-физики из разных районов и разных школ. То есть можно доносить какую-то информацию, положения об олимпиадах, конкурсах, делиться свежими идеями, мыслями, своим опытом, спросить совета у коллег.

А как вы относитесь к различным электронным нововведениям, к примеру, электронному журналу? Согласны ли вы, что современные технологии необходимо внедрять в школы?
Я принадлежу к тем педагогам, которые считают, что электронный журнал необходим. Он очень удобен. Но есть одно «но»: если мы вводим электронный журнал, то должны отказаться от бумажного. В действительности получается, что у учителя и так работы много, а ему приходится заполнять и электронный журнал, и бумажный – двойная нагрузка. Для того чтобы электронный журнал функционировал как надо, нужно иметь несколько требований: хороший интернет, наличие компьютеров и качественная система электронных журналов. В республике работает единая система «Сетевой город», в которой случаются иногда технические неполадки. Или, например, нужно в субботу заполнить журнал, а сайт не работает. Хотелось, чтобы система работала стабильно, была удобной. От имени учительства всей республики есть пожелание, чтобы интерфейс был удобный. Нам кажется, что он устарел, его надо усовершенствовать. Хорошо бы создать приложение через телефон, чтобы легко можно было ввести какие-то поправки, что-то посмотреть.

Электронный журнал – это хорошо, но некоторые учителя, живущие в деревне, не имеют домашнего интернета. А как родителям следить за оценками в журнале? Это проблематично. Но, думаю, это дело времени – через год-два охват интернетом станет достаточно большим.

Учителям пенсионного возраста сложно осваивать современные технологии?
Учителя все должны владеть информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас большинство базовыми вещами все же владеют: они могут печатать тексты, делать презентации. Гораздо хуже освоена интерактивная доска, хотя на ней можно делать очень многое, что привлекает детей. Скептические взгляды на современные технологии надо менять. Учителю надо стараться овладевать технологиями, иначе он становится неконкурентоспособным.

У образования женское лицо. Так ли это сейчас? Заметили ли вы, что становится все больше учителей мужчин? И так ли важно, чтобы учителем была женщина?
В конкурсе «Учитель года» из 25 участников восемь были мужчины. Вообще, в школу постепенно стали приходить мужчины. О каком-то ярком явлении говорить, конечно, не стоит, но постепенно приходят. Происходит это в связи с тем, что учительская профессия становится более привлекательной. Как бы это ни банально звучало, увеличивается зарплата, начинают понимать, что профессия учителя не только для женщин.

Когда мужчины приходят в школу, их активно поддерживают, женский коллектив оказывает особое внимание, школа старается во всем помочь. Учителей-мужчин станет больше, когда мы будем детей привлекать в учительскую профессию, рекламировать, пропагандировать.

Я, например, говорю, что профессия очень интересная: ты всегда находишься в общении, в курсе всех событий, работаешь с разными детьми, открываешь каждый день для себя что-то новое, удивляешься чему-то новому и чему-то учишься. Еще одним достоинством профессии является самый длинный отпуск – все лето.
В педагогической деятельности учителя выделяют три типа профессионального кризиса. Сталкивались ли вы с ним?
Кризисы возникают. Иногда наступают времена, когда задаешь себе вопрос: почему я выбрал этот путь? Мог бы чем-то другим заниматься… Такие минуты бывают у любого человека. Как с этим справляться? Стараться находить интересное везде и всюду. Мы все в глубине души – дети, а учителя особенно, это большие дети. Нам нужно стараться закреплять как-то положительные эмоции. Если что-то сделал – устроить маленький праздник, если у коллег возникают какие-то успехи, у нас, в профессиональной среде, принято поздравлять друг друга, засыпать комплиментами. В ходе конкурса я понял, что надо создавать ситуацию успеха, чтобы у ребят, учителей всегда было ощущение маленького, но успеха, подвига.

Учителя говорят детям, что не надо идти в учительскую профессию. Мы сами себя тем самым дескридитируем. Такие учителя не должны быть в учительской профессии, которые плохо о ней говорят и детей призывают не выбирать ее. Нужно стараться всегда делать так, чтобы ученики шли в учительскую профессию, особенно толковые и способные ребята. Сама по себе работа отсеивает учителей, в профессии остаются те, для кого учительство – это призвание. Печально, когда осознание приходит поздно – учитель может выпустить несколько поколений, прежде чем поймет, что это не его призвание.

Как лучше построить отношения с ребенком?
Нужно быть авторитетом в глазах ребенка, чтобы к мнению учителю прислушались, не игнорировали. В свою очередь учитель должен сокращать дистанцию между учеником и собой. Она должна быть близкая, но не панибратская. Надо общаться с учеником, как с личностью, ни в коем случае не принижать его. Становиться ученику другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться, который поможет раскрыться. Если разговариваешь с учеником, глядя ему в глаза, он раскрывается совсем с другой стороны. Говорят ‒ «трудные подростки». Тут надо задать вопрос: «Трудные для кого?» Получается, для нас, значит, мы неправильно работаем, поэтому они трудные. Трудный подросток ‒ это тот, который открыто демонстрирует свое поведение, старается этим привлечь свое внимание. Он не хочет быть как все, а значит, он особенный. Раз особенный, значит, он одаренный. «Минусы» надо переводить в «плюсы».
Какой вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?
Школа завтрашнего дня должна стать открытой средой, где каждый ребенок мог проявить свои способности. А учителя могли создать такие условия, чтобы эта способность проявлялась. Задача школы заключается в том, чтоб научить детей жить в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции приостановлен личный прием граждан в судах. Смотреть как изолируются страны можно по ссылке Веб камеры мира онлайн

Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Оскорбления занимают в нашей жизни значительное место. Однако несмотря на достаточно серьезную подоплёку ущемления права личности, такие преступления уже не квалифицируются по уголовной линии. Раньше оскорблениям была посвящена ст. 130 УК РФ, но в связи с утратой ее значения квалификация дел перетекла в русло административных правонарушений по ст. 5.61 КоАП РФ.

Сегодня можно нередко встретить ситуации, когда словесным грубостям подвергаются несовершеннолетние. Происходить это может на улице, в школе и даже в семье. Виновной стороной конфликта выступают как взрослые, так и другие несовершеннолетние. В этом смысле важно разобраться, что принято считать оскорблениями, какова ответственность за их совершение и что об этом говорит судебная практика?

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

02

Горячая линия
8 800 511 38 27 (регионы РФ)
8 499 577 04 24 (Москва и МО)

03

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам
Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Понятие оскорбления

Оскорбление несовершеннолетнего – это унижение чести и достоинства ребенка со стороны обидчиков (взрослых или других детей). В отличие от обычного разговора на повышенных тонах, оскорбление предполагает наличие неприличной формы, нарушение этикета и общественных устоев. Зачастую такая форма выражается в использовании нецензурной брани, от которой, увы, не застрахован ни один современный человек. Иногда в нападках присутствует сравнение ребенка с животным или предметом – что само по себе является нарушением конституционных норм.

Итак, особенности оскорбления несовершеннолетнего выглядят следующим образом:

  1. Использование ругательных выражений;
  2. Подавление психологического состояния ребёнка;
  3. Физическое воздействие;
  4. Присутствие в речи прямых или косвенных угроз;
  5. Иные проявления грубости.

Внимание! Нужна защита адвоката? Задайте вопрос в форме, перейдите на страницу бесплатной консультации юриста, переходите, сегодня бесплатно!

Нередко можно встретить споры о том, что можно считать оскорблением, а что нельзя? Вопрос, действительно, достаточно неоднозначный: с одной стороны, обидчик может проявлять несогласие с действиями своего оппонента, указывать на его ошибки, выражать собственное мнение, пусть и эмоционально. С другой стороны, даже в ходе общения на повышенных тонах нельзя переходить грань личностной неприязни к человеку. Поэтому, если в дискуссии используются бранные слова, некорректные сравнения, высмеивание черт другого человека – это можно квалифицировать как посягательство на честь и достоинство.

Виды оскорбления несовершеннолетнего

В детской и подростковой среде всегда присутствуют личные обиды несовершеннолетних. Часто это проявляется по отношению к физически или умственно слабым детям, закрепощенным в поведении, одним словом – отличающимися от своих сверстников.

Обиды могут быть представлены:

Личной неприязнью

Встречается среди подростков, чьи интересы противоречат друг другу. Неприязнь обычно выражается в словесной грубости, неприличных жестах, высмеивании качеств оппонента и т.д.

Национальными или религиозными мотивами

Унижение чести и достоинства сопровождается неприязнью к традициям или религии различных конфессий. Даже если ребёнок ведёт себя подобающим образом, это может никак не остановить обидчиков.

Грубостью в интернете

Родившись в мире информационных технологий, дети могут пострадать и в социальных сетях. Например, если взрослые или сверстники размещают в сети порочащие сведения или картинки аморального характера с намёком на личность жертвы.

Телефонными нападками

Обзывания, насмешки, грубые высказывания в отношение несовершеннолетнего посредством стационарного или мобильного телефона.

Столкнувшись с фактом оскорбления детей, следует немедленно принимать меры к обидчику. Причем гораздо действеннее наказать виновного по закону, нежели отвечать ему грубостью на грубость. С этой точки зрения, родители должны разъяснить несовершеннолетнему, что он находится под защитой и должен правильно оценивать ситуацию.

Ответственность за оскорбление ребенка

Приступая к рассмотрению мер взыскания к лицам, оскорбившим несовершеннолетних, отметим, что в законе нет отдельной статьи для этих случаев. Правонарушения квалифицируются по общей ст. 5.61 КоАП РФ.

Административные наказания:

Унижение чести и достоинства без отягчающих обстоятельств:

  1. Штраф обычным гражданами – до 3 тысяч рублей;
  2. Должностные лица (например, школьный учитель) – до 30 тысяч рублей;
  3. Юридические лица – до 100 тысяч рублей.

Наличие отягчающих обстоятельств, к примеру, публичная кляуза или размещение порочащей информации в СМИ наказывается:

  1. Наложением штрафа на граждан от 3 до 50 тысяч рублей;
  2. Должностные лица должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей;
  3. Грубые нападки со стороны организаций обойдутся им в размер от 100 до 500 тысяч рублей штрафа.

Таким образом, прекрасно видно, что обида несовершеннолетнего наказывается денежным штрафом. Как показывает судебная практика, процент таких дел в общей массе разбирательств не очень высок. Связано это с тем, что суды неохотно рассматривают иски по ст. 5.61 КоАП РФ.

Что делать в случае оскорбления несовершеннолетнего?

Если вы стали свидетелем оскорбления ребенка взрослым или другими детьми, не нужно откладывать дело в долгий ящик. Жалобу следует подавать в том случае, если словесные гадости серьезно пошатнули психическое состояние несовершеннолетнего или сказались на его общественном положении.

Обратиться с заявлением можно в ближайшее отделение полиции, прокуратуру или непосредственно в суд. К жалобе прикладываются доказательства. Они могут иметь следующий характер:

Помимо собранных доказательств потребуется убедить суд в том, что несовершеннолетний понёс серьезный моральный вред, потерял репутацию в обществе и долгое время пребывал в стрессе. В случае выигрыша дела в мировом суде, истец может также взыскать с обидчика моральную компенсацию и судебные издержки.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Полезная информация по уголовным делам

  • Привлечение к уголовной ответственности за клевету
  • Статья за клевету в интернете
  • Ложный донос об изнасиловании
  • Защита против клеветы
  • Обвинение в клевете
  • Обвинение в краже без доказательств
  • Подать в суд за оскорбление личности
  • Жалоба на оскорбление личности
  • Штраф за клевету
  • Ответственность за клевету на должностное лицо
  • Насильственные действия — статья 132 УК РФ
  • Если начальник орет и унижает: куда жаловаться?
  • Оскорбление несовершеннолетнего ребенка: статья
  • Сосед угрожает расправой: что делать
  • Ответственность за нарушение тайны переписки
  • Иск за клевету
  • Наказание за публичное оскорбление личности
  • Имеет ли право учитель оскорблять ученика
  • Ущемление прав несовершеннолетних детей
  • Покушение на изнасилование
  • Шантаж в интернете — статья УК РФ 163
  • Обвинение в изнасиловании
  • Ответственность за невыплату заработной платы
  • Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
  • Что делать, если угрожают по телефону
  • Наказание за заведомо ложные показания
  • Образец заявления об угрозе жизни
  • Оскорбление сотрудника полиции при исполнении

Оскорбление несовершеннолетнего ребёнка взрослым человеком: статья, нюансы, методы защиты

В России многие дети до сих пор беззащитны, когда речь идёт об оскорблениях. Что по этому вопросу говорят законы?

Давайте узнаем об этом, а также о том, как реагировать на оскорбления несовершеннолетнего ребенка в школе, дома в социуме, и что делать в таком случае.

Особенности

Часто можно услышать, что современных детей обидеть невозможно – сами обидят кого угодно. Безусловно, такие ситуации нередки, и речь о них ещё пойдёт.

И всё же дети, особенно малолетние, то и дело подвергаются оскорблениям. Часто ребёнок не в состоянии дать отпор, это обусловлено его умственной незрелостью в сравнении с взрослым.

Понятие и правовая характеристика

В УК России некоторые действия в отношении несовершеннолетних – квалификационный признак. Однако специальной статьи именно по нанесению оскорблений нет в принципе.

Более того, даже имевшая ранее общая для всех 130-я статья УК, посвящённая оскорблениям, уже утратила силу. Поэтому придётся руководствоваться КоАПом, статьёй 5.61.

В соответствии с этой статьёй суть оскорбления – в унижении достоинства, чести пострадавшего ребёнка или подростка. При этом действия оскорбителя должны выражаться в неприличной форме, то есть не соответствовать принятым в обществе нормам, этикету.

  • Социологи считают, что оскорбительными в общепринятом смысле можно назвать сравнение человека с животным или предметом.
  • Также это могут быть неприятные, оскорбительные прикосновения к телу или одежде, особенно если в последнем случае тело обнажается.
  • Сюда же следует отнести грубость, брань, нецензурные выражения.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Учитывая, что наказание за оскорбление предусматривается КоАПом, речь пойдёт о составе правонарушения. Рассмотрим основные моменты:

  • объект правонарушения в нашем случае (более узком, чем это предусмотрено статьёй 5.61) – это честь и достоинство, душевное спокойствие и равновесие ребёнка либо подростка;
  • субъектом может быть признан человек вменяемый и старше шестнадцати лет (если виновник младше, за него отвечают родители);
  • объективная сторона заключается в унижающих действиях (словах, жестах);
  • прямой умысел, то есть осознание своих действий и стремление к ним – в этом субъективная сторона.

В статье 5.61 три части.

  • Первая посвящена оскорблению без каких-либо квалифицирующих особенностей.
  • Во второй речь идёт о публичном правонарушении. Если говорить об оскорблении несовершеннолетних, то первыми в качестве примера на ум приходят действия педагога в классе.
  • Третья часть статьи призвана карать за допущение оскорбления в некоем произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ. В этом случае можно говорить о специальном субъекте правонарушения, так как деятельность тех же печатных изданий контролируется довольно небольшим кругом людей.

Здесь можно привести пример из газетной заметки времён СССР. Журналистка писала о школе и одного мальчика охарактеризовала словами «языкастый толстяк». Мальчика после этого долго дразнили. В наше время подобная публикация запросто могла бы стать поводом для подачи жалобы или судебного иска.

Нормы статей за оскорбление несовершеннолетнего ребенка

Кроме статьи 5.61 КоАПа, нелишне помнить о Конституции нашей страны (21-я статья). Россией ратифицирована международная Конвенция по правам ребёнка. Однако эти документы содержат лишь требования, гарантии, а не потенциальные наказания за нарушение.

О том, какие виды оскорбление несовершеннолетних личностей существуют, расскажем далее.

Виды оскорбления

Теперь рассмотрим несколько общих практических ситуаций. Когда и как может быть оскорблён ребёнок или подросток?

Другим ребёнком

Эта ситуация многим представляется пустяковой: ну, ругаются дети, потом помирятся. Однако именно из якобы невинных дразнилок вырастают порой дела о травле детей и подростков в детских коллективах. И последствиями могут быть не только психологические травмы, но и физические увечья, и даже детский/подростковый суицид.

Если оскорбитель – именно ребёнок или подросток, которому нет шестнадцати, то отвечать за него обязаны взрослые – родители, опекуны, другие законные представители. Наказание самого ребёнка (имеет в виду официальное, предусмотренное законом) не допускается.

Следующее видео расскажет о том, как судят подростков за оскорбление в других странах мира:

Работником школы

А можно ли и как наказать учителя за оскорбление ребенка? Такой вид оскорбления можно назвать современной бедой России. В этом отношении обстановка в некоторых школах, а также детских садах, недалеко ушла от недобрых традиций времён СССР.

Если оскорбитель – педагог, защитить своего ребёнка можно несколькими способами. В этом плане важны личное спокойствие, отсутствие агрессии и последовательность. Необходимо:

  1. Поговорить с самим оскорбителем. Не исключается, что активная и чёткая позиция родителей сразу отобьёт пристрастие к антипедагогическим методам.
  2. Устно или письменно пожаловаться руководителю учебного учреждения.
  3. Следующий шаг – звонок или визит в местное отделение Департамента образования.
  4. Наконец, можно обратиться в полицию, прокуратуру или суд.

В любом случае нельзя быть голословным. Одним из способов доказывания может стать заключение психолога о том, что ребёнок подвергается нежелательным воздействиям со стороны педагога. Подобные факты современные специалисты способны «выудить» даже из маленьких детей.

Более подробно о способах воздействия на недобросовестных взрослых расскажет раздел о наказании.

Взрослым

Оскорбления такого вида случаются постоянно и повсеместно. Здесь можно выделить две категории.

  • Дети, которые где-то появляются без старших, могут стать жертвами грубости посторонних. В общественном транспорте, в магазинах, в школьных холлах, просто на улице то и дело происходит нечто подобное.
  • Кроме того, огромное число детей страдает от оскорблений из уст собственных родителей и других родственников. Многие люди либо имеют весьма скудный педагогический опыт, либо руководствуются сомнительными представлениями или непроверенными рекомендациями. В итоге детское непослушание, ошибки и просто дурное настроение взрослых часто оборачиваются для несовершеннолетних оскорблениями.

Судят ли за оскорбление несовершеннолетнего? Давайте узнаем!

Что делать?

Учитывая, что есть статья 5.61, можно дать ожидаемый ответ: необходимо требовать привлечения оскорбителя к административной ответственности. Однако практика показывает, что в случае с несовершеннолетними в этом вопросе есть масса тонкостей.

Даже взрослому человеку, чтобы доказать правонарушение, нужны свидетели или аудиозапись. А что делать ребёнку, у которого редко бывает диктофон с качественной функцией записи? Или совсем малышу, который только и может сказать, что воспитатель обидела?

Защищать своих детей должны родители. Оскорбление – это глубокая психоэмоциональная травма с определёнными последствиями. Внимательные близкие непременно должны обращать внимание на перемены в поведение и уметь разобраться в причинах.

  • Особенно опасны систематические оскорбления в «исполнении» педагогов. Регулярные издевательства – причины различных комплексов, развитие хронических заболеваний, множество проблем даже после взросления.
  • Ещё страшнее оскорбления, которые исходят от родных. Обычно они начинаются в раннем возрасте и продолжаются в течение многих лет.

Вот почему первое, что необходимо, – воспитывать своих детей с полным осознанием собственной ответственности. Это позволяет решить сразу три задачи:

  • обеспечить ребёнку полноценное развитие;
  • своевременно выявлять внешние проблемы, в том числе оскорбления педагогами, сверстниками и тому подобные явления;
  • позаботиться о будущем, в котором из ребёнка вырастет ответственный человек, не позволяющий себе оскорблять других.

Также важно предупредить ребёнка о возможных встречах с невоспитанными людьми – в транспорте или просто на улицах. Здесь необходимо рассказать о недопустимости конфликтов, научить не реагировать на нападки посторонних, а если возникает опасность – принимать соответствующие меры.

Ребёнок/подросток и сам может пожаловаться на оскорбление. Обычно подобные обращения принимают телефоны доверия или психологической помощи.

Про ответственность за оскорбление несовершеннолетних расскажем далее.

Наказание и ответственность

Современные законы расценивают оскорбление как правонарушение. Поэтому ответственность будет административной.

Во всех случаях наказанием становится штраф, его размеры – от одной тысячи до пятисот тысяч рублей. Всё зависит от того, кто именно оскорбил ребёнка/подростка – гражданин, должностное или юридическое лицо. Как именно будет наказан конкретный оскорбитель, определяет только суд.

Защита детских прав в России – явление развивающееся. Огромному количеству людей в нашей стране ещё предстоит предпринимать в этой области множество различных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *